Что относится к автотранспорту

Транспортное средство является техническим устройством, цель которого – перевозка людей или груза на дальние расстояния. Сегодня в мире насчитывается более десятка тысяч таких устройств. Поэтому, чтобы различать один транспорт от другого, людьми была придумана стандартная классификация, благодаря которой все виды транспортных средств можно условно разделить по их назначению, используемой энергии и среде перемещения.

Основные виды транспортных средств

Как и было сказано выше, в зависимости от определенных признаков все виды транспортных средств можно поделить на три основные группы:

  • по назначению;
  • по используемой энергии;
  • по среде перемещения.

Так как вышеупомянутые виды транспортных средств имеют свою классификацию, особенности и различаются друг от друга по определенным признакам, то их можно рассмотреть более подробно.

Виды транспорта по назначению

Под назначением подразумевается та сфера, в которой конкретный вид транспорта используется чаще всего. То есть это могут быть транспортные средства:

  • Специального пользования. К таковым относится военный (бронеавтомобили, танки) и технологический транспорт (путевые машины).
  • Общего пользования. К этой категории относятся все виды водного, воздушного и наземного транспорта, используемые в сфере торговли и предоставления услуг. Например, грузовик, который перевозит товары, уже является транспортом, подходящим к категории общего пользования.
  • Индивидуального пользования, т. е. те транспортные средства, которыми человек пользуется лично. Самый распространенный индивидуальный транспорт – это личный автомобиль или мотоцикл.

Кроме того, существует еще отдельная подкатегория транспорта общего пользования. К таковой относится городской (общественный) транспорт, т. е. тот который перевозит пассажиров по определенным маршрутам, согласно расписанию и за определенную плату. Это могут быть автобусы, трамваи, троллейбусы и т. д.

Виды транспорта по используемой энергии

В зависимости от используемой энергии, бывают транспортные средства:

  • Приводимые в движение ветряной силой, например, парусные судна (парусники).
  • Приводимые в движение мускульной силой (движимые человеком или животным). Самый распространенный транспорт, движимый человеком, – это велосипед, который приводится в движение ножными педалями. Кроме того, существуют менее используемые в повседневной жизни небольшие гребные суда и веломобили, которые движутся также при помощи силы человека. О транспортных средствах, движимых животными, более подробно написано ниже под соответствующим заголовком.
  • С личным двигателем. Этот вид, в свою очередь, делится на транспорт с тепловым и электронным двигателем.

Транспорт с тепловым двигателем – механическое транспортное средство, которое работает за счет превращения тепла в энергию, необходимую для передвижения. Источником тепла в таких двигателях может быть, например, органическое топливо. Один из самых известных представителей транспорта с тепловым двигателем – паровоз, который приводится в движение за счет обработки (растопки) угля.

Электронным считается тот транспорт, двигатель которого приводится в работу за счет энергии электричества. Основными транспортными средствами подобного типа являются трамваи, фуникулеры, монорельсы, электромобили и электроходы.

Виды транспорта по среде перемещения

В зависимости от среды перемещения транспорт может быть:

  • наземным (автомобильный, железнодорожный, велосипедный, трубопроводный, а также транспорт, движимый животными);
  • воздушным (авиационные и аппараты воздухоплавания);
  • водным (надводные и подводные суда);
  • космическим (аппараты и машины, движущиеся по безвоздушным путям);
  • иного вида.

К прочим видам транспорта относятся стационарные подъемники (лифты), элеваторы, канатные дороги и т. д.

Наземный транспорт

Существуют различные наземные транспортные средства, которые подразделяются по ряду признаков:

  • По виду движителя есть гусеничный (некоторые виды танков, тракторов и кранов), колесный (автомобили, велосипеды, мопеды, мотоциклы), а также наземный транспорт, который приводят в движение животные.
  • По количеству колес бывают: моноциклы (одноколесные транспортные средства), бициклы (двухколесные), трициклы (трехколесные) и квадроциклы (четырехколесный транспорт).
  • По типу видов дорог бывают железнодорожные и безрельсовые транспортные средства. К железнодорожному транспорту относится любое транспортное средство, которое перевозит груз и пассажиров по рельсовым путям. То есть, это могут быть локомотивы, вагоны, трамваи, монорельсы и эстакадный транспорт. К безрельсовому относится любой наземный транспорт, в том числе и автотранспорт, который передвигается по суше.

Автомобильные транспортные средства

Самым популярным и распространенным видом наземных транспортных средств считается автомобильный транспорт. К автомобильному относятся все виды средств, при помощи которых выполняется перевозка груза и пассажиров по безрельсовым путям. Многие автомобили предназначаются не только для перевозки на короткие, но и на дальние расстояния, особенно, в тех случаях, когда невозможно доставить пассажиров, продукты или материалы другим способом.

Весь автомобильный транспорт делится:

  • На гоночные машины, которые, чаще всего, используют в автомобильных и спринтерских заездах (дрэг-рейсинг, авто-слалом и др.). К таковым относятся, например, монопосты – одноместные автомобили с открытыми колесами, использующиеся в гонках «Формулы-1».
  • На транспортные автомобили, которые служат лишь для перевозки груза и пассажиров. В зависимости от цели назначения, они бывают легковыми (автомобили личного пользования), грузовыми (автомобили-фургоны, тягачи, др.) и перевозными (автобусы, маршрутные такси и т. д.).
  • На специальные машины, которые, помимо всего прочего, оснащены дополнительным оборудованием, предназначенным для тех или иных целей. К таковым относятся, например, машины скорой помощи или пожарные автомобили.

Транспортные средства, движимые животными

Использовать животных в качестве средств передвижения люди научились тогда, когда других видов наземного транспорта еще не существовало. Хоть уже прошли года, появились современные транспортные средства, многие все равно предпочитают прокатиться верхом на коне или запрячь животное в повозку, чтобы транспортировать какой-либо груз.

К транспорту, движимому животными, относится:

  • Гужевой транспорт. В качестве транспортных средств для перемещения груза и пассажиров на повозках, телегах, людьми в основном используются лошади, собаки, верблюды, буйволы, слоны и другие млекопитающие, которых можно приручить и обучить транспортировке.
  • Вьючный транспорт. Само название вьючного транспорта походит от упаковочной поклажи (вьюка), которую крепят на спину животного. Подобное транспортное средство используется в тех случаях, когда гужевой транспорт является нецелесообразным, например, в горных районах, где слишком крутые склоны и узкие дороги, что значительно затрудняет передвижение повозок и телег. Помимо горных районов, вьючных животных используют в сельской и болотистой местности, а также в пустынях или в северных регионах, где присутствуют плохие дороги или их практически нет.
  • Верховой транспорт, который предназначен как для перевозки пассажиров, так и для участия в специальных спортивных соревнованиях и состязаниях. В основном к верховому транспорту относятся лошади, верблюды и слоны.

Трубопроводные транспортные средства

Основной целью трубопроводных транспортных средств является только транспортировка грузов (химических веществ, жидких и газообразных продуктов) по специальным каналам (трубам). Этот вид наземного транспорта является самым дешевым и популярным, аналогов которому в мире не существует. Например, на территории РФ, трубопроводы используются для транспортировки более 95% добываемой нефти.

Помимо дешевизны, трубопроводный транспорт имеет и другие достоинства:

  • быстрая перевозка груза;
  • низкая себестоимость транспортировки;
  • отсутствие потерь груза во время доставки;
  • трубопроводы можно прокладывать где и как угодно (не считая воздушных путей).

Основные виды трубопроводных транспортных средств: канализация, водопровод, мусоропровод и пневматический транспорт (пневмопочта).

Воздушный транспорт

Самолеты появились в начале XX века и быстро завоевали популярность во всем мире. К этому виду транспорта относятся также вертолеты, дирижабли, аэробусы, аэропланы. Это один из самых быстрых, но дорогих видов транспортных средств, который предназначается для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния (более 1 тыс. км) по воздуху. Кроме того, есть самолеты и вертолеты, которые выполняют служебные функции (например, тушат пожары, распыляют над полями инсектициды, санитарная авиация и пр.). Обычно воздушным транспортом пользуются туристы и бизнесмены, желающие быстрее попасть в другую страну или даже на другой континент. Этими транспортными средствами перевозят габаритные и тяжелые вещи, продукты с малым сроком годности, а также ценные предметы.

Хоть этот вид транспорта и является шумным, дорогостоящим удовольствием, но он незаменим для научных экспедиций, которые отправляются на дальние континенты или в другие труднодоступные места, куда сложно или невозможно добраться иным способом.

Водный транспорт

Это один из классических видов транспортных средств. Такой транспорт предназначается для перевозок по искусственным (водохранилища, каналы) и природным (озера, реки, моря и др.) водным путям.

В отличие от воздушного, водный транспорт является одним из самых дешевых после трубопроводного. Именно поэтому подобными транспортными средствами перевозиться практически все: начиная от стройматериалов и заканчивая полезными ископаемыми. А такие плавсредства, как, например, паромы, способны даже перевозить другой транспорт.

Но вот пассажирских перевозок в последнее время стало значительно меньше. Это обосновано довольно низкой скоростью, с которой суда движутся от одного морского порта к другому.

Основные виды транспортных средств, движущиеся по водным путям: надводные (лодки, катера, лайнеры, корабли) и подводные суда.

Космический транспорт (космический аппарат)

Космический транспорт (космический аппарат) – механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров по безвоздушному пространству (в космосе). Разумеется, говоря о перевозке людей, подразумевается то, что они являются одновременно и пассажирами, и экипажем, управляющим космическим аппаратом. В основном же такой транспорт предназначен для более специфических целей. Например, космические станции предназначены для различных исследований рельефа, океанов и атмосферы, которые нельзя провести на Земле, а спутники позволяют людям смотреть международные телевизионные программы и делать прогнозы погоды метеорологам. Кроме того, некоторые космические аппараты используются в военных целях (слежка за зонами боевых действий, разведка деятельности других стран, обнаружение приближающихся космических объектов и т. д.).

Читайте также:  Понижение сотрудника в должности

Из основного космического транспорта можно выделить: спутники, космические корабли, орбитальные и межпланетные станции, планетоходы.

Автотранспортное средство- это устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования,установленного на нем, а также имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Снаряженная массаопределяется как масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.п.) автотранспортного средства, но без груза или пассажиров, водителя или другого обслужающего персонала и их багажа.

Известно несколько классификаций АТС, которые разрабаты­вались в интересах различных ведомств по соответствующим клас­сификационным признакам.

По назначению АТС делятся на грузовые, пассажирские и спе­циальные. К грузовым относятся АТС предназначенные для пере­возки различных видов грузов. К пассажирским относятся АТС предназначенные для перевозки людей, это автобусы и легковые автомобили. К специальным относятся автомобили предназначены не для транспортирования грузов или пассажиров, а щя монтажи специального оборудования с целью выполнения соответствующих работ.
По типу двигателя АТС делятся на бензиновые, дизельные, га­зовые, газогенераторные, электрические и другие.

По проходимости АТСделятся на автомобили обычной прохо­димости (непопноприводные), повышенной проходимости (полно­приводные), болотоходы, снегоходы, плавающие и другие, а полу­прицепы и прицепы делятся на имеющие активный привод и без активного привода.

По колесной формуле АТСклассифицируются по общему чис­лу колес и по числу ведущих колес. Колесная формула. Для колес­ных автомобилей принято обозначение двумя цифрами, разделен­ными знаком умножения. Первая цифра — общей число колес, вто­рая — число ведущих колес (двухскатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра — число ве­дущих колес, вторая — общее число колес.
Для грузовых автомобилей в основную колесную формулу мо­жет быть введена через точку третья цифра: «1» означает, что все колеса односкатные; «2» — что ведущая задняя ось (оси, тележки) имеют двухскатную ошиновку.
Таким образом, колесные формулы 4×2.2, 4×2.1, 4×4.2 и 4×4.1; 6×4.2, 6×6.2, 6×6.1 и 6×2.1; 8×4.2, 8×4.1, 8×8.2 и 8×8.1 означают, со­ответственно, двух-, трех- и четырехосные грузовые автомобили.
Сочлененные грузовые автопоезда с одно-двухосными тягача­ми имеют колесную формулу 2×4.1 и 2×6.1
По характеру исполнения АТС делятся на одиночные автомо­били, автомобили-тягачи для буксирования прицепов и автомобили седельные тягачи для буксирования полуприцепов.
По числу осей АТС делятся на одно-, двух-, трех-, четырех- и многоосные.

По климатическому исполнению АТС делятся на исполнение обычное (умеренный климат), северное (холодный климат) и жар­кое (тропический — влажный и пустынный — запыленный климат).
Кроме того АТС делятся на армейские, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, строительные и другие. По конструктивным признакам АТС подразделяются еще на капотные, безкапотные, ко-роткокапотные, длиннобазные, короткобазные, с различными трансмиссиями, по расположению двигателя, с передним, средним и задним продольным и поперечным расположением двигателя.
Большинство из перечисленных классификационных признаков практически имеют незначительное отношение к отрасли автомо­бильный транспорт. Поэтому разработана специальная транспорт­ная классибикация, основанная на принципе использования АТС.
По этой классификации, все виды автомобилей и автомобиль­ных поездов подразделяются на три группы, определяемые их мас­сой, точнее, наибольшей величиной осевой нагрузки на опорную поверхность. Этим характеризуется возможность их применения на тех или иных видах автомобильных дорог.

Все автомобили разделены на три группы:

группа А, нагрузка на ось от 6 до 10 т.;

группа Б, нагрузка на ось до 6 т.;

группа внедорожная не имеющая ограничений по нагрузке на ось (карьерные, аэродромные и т.п.).

К группе Аотносятся автомобили МАЗ, КрАЗ, а также некото­рые модели автомобилей КамАЗ, большегрузные автомобили ино­странного производства, многоместные автобусы Ликинского и Львовского заводов, автобусы «Икарус» и другие.
К группе Б относятся автомобили УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, автобусы средней размерности Ликинского, Львовского, Павловского и Кур­ганского заводов, все автобусы малой размерности и легковые ав­томобили.
К группе внедорожных относятся карьерные самосвалы БелАЗ и другие.
Все автомобили подразделяются на транспортные, используе­мые для перевозки грузов и пассажиров и на специальные — не транспортные. К последним относятся пожарные автомобили, авто­краны, автовышки, подметальные, снегоуборочные и другие.
Транспортные автомобили и автопоезда подразделяются на грузовые и пассажирские, а последние на автобусы и легковые. Каждая из трех разновидностей подразделяется по своим основным конструктивным схемам, размерности и виду перевозок.
Грузовые автомобили по конструктивной схеме подразделяют­ся на одиночные и автопоезда, последние могут состоять из борто­вого автомобиля с прицепом или седельного автомобиля-тягача с полуприцепом.
Для организации поточного движения по дорогам все грузовые автомобили и автобусы независимо от их полной массы должны обладать одинаковыми тягово-скоростными качествами, одинако­вой динамикой разгона и торхюжения. Для этого необходимо чтобы мощности двигателей были пропорциональны полным массам транспортных единиц. В противном случае снижается пропускная способность дорог и могут создаваться заторы движения. Поэтому на автомобилях-тягачах, используемых с прицепом или полуприце­пом, нужно применять двигатель более мощный, чем на одиночных автомобилях.
Грузовые автомобили по размерности (по грузоподъемности) раз­деляются на пять классов:

особо малой до 0,5 т;

малой от 0,5 до 2,0 т;

средней от 2,0 до 5,0 т;

большой от 5,0 до 15,0 т;

особо большой свыше 15,0 т.

Грузовые автомобили и автопоезда подразделяются по виду пе­ревозок, определяющему тип кузова на две группы:

универсальные— многоцелевого назначения с кузовом борто­вая платформа;

специализированные — конструктивно приспособленные для перевозки одного или нескольких определенных видов грузов,

Автомобили и автопоезда могут быть двух видов по дальности перевозок — для местных перевозок, на расстояние в пределах 50 км, а также для дальних, междугородн их.

Автобусы по конструкционной схеме подразделяются на три вида:

автобусные поезда, то есть автобус с прицепом.

Одиночные автобусы применяются наиболее часто.Сочлененные автобусы применяются для улучшения маневрен­ности автобусов большой вместимости.Автобусные поезда применяются ограниченно. Возможно при­менение прицепов для перевозки багажа, а также применение при­цепов для обслуживания аэропортов.Двухэтажные автобусы в классификацию не включены, так как в Российской Федерации они распространения не получили. Их ос­новные недостатки: плохая устойчивость, затруднение посадки и высадки.

Автобусы по габаритной длине согласно ГОСТ 18716-73 подразде­ляются на пять классов:

особо малые длиной до 3,0 м;

малые длиной от 6,0 до 7,5 м;

средние длиной от 8,0 до 9,5 м;

большие длиной от 10,0 до 12,0 м;
Для автобусов наряду с габаритной длиной необходимо также учитывать вместимость (табл. 3.1).
По виду перевозок автобусы подразделяются на следующие разно­видности: городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, общего назначения, туристиче­ские, экскурсионные и школьные.

Таблица 3.1. Классификация автобусов

Легковые автомобили по конструкции кузова подразделяются на седаны, купе, универсалы, фастбеки. лимузины и другие
Легковые автомобили различаются по величине рабочего объе­ма двигателя, массе автомобиля и числу мест. При предельном ме­жду группами н классами рабочем объеме двигателя определяющей принимается сухая масса автомобиля. По виду перевозок легковые автомобили подразделяются на личные, служебные, такси и про­катные.
В отечественном автомобилестроении используется классифи­кация и система обозначения АТС, определяемые отраслевой нор­малью ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР.В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения АТС: каждой новой модели автомобиля, при­цепа и полуприцепа присваивается индекс, состоящий из ряда букв и цифр.
Перед полным цифровым индексом ставится через дефис бук­венное обозначение (марка) завода-изготовителя (аббревиатура или условное название, например: ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал, Москвич). Первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему дви­гателя — для легкового автомобиля; по габаритной длине — для ав­тобуса; по полной массе для грузового автомобиля. Вторая цифра указывает на тип АТС: легковой автомобиль обозначается цифрой 1 автобус — 2, грузовой автомобиль или пикап — 3, седельный тягач — 4, самосвал — 5, цистерна — 6, фургон — 7, цифра 8 — резерв, специ­альное АТС-9.
Третья и четвертая цифры индексов указывают на порядковый номер модели, а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация. Шестая цифра обозначает вид исполнения: для хо­лодного климата — 1, экспортное исполнение для умеренного кли­мата — 6, экспортное исполнение для тропического климата — 7.
Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире при­ставку 01, 02, 03, 04 и т.п., что указывает на то, что модель или мо­дификация является переходной или имеет какие-то дополнитель­ные комплектации.
Две первые цифры индексов, присвоенных в соответствии с от­раслевой нормалью легковым автомобилям, автобусам, грузовым (специализированным) автомобилям и прицепам (полуприцепам) приведены соответственно в табл.3.2, 3.3, 3.4.

Читайте также:  Увольнение в очередном отпуске

Для прицепного состава первая цифра 8 для прицепов и для по­луприцепов цифра 9.
Для прицепов и полуприцепов вторая цифра обозначает тип прицепного состава в соответствии с типом автомобиля-тягача, т.е. 1 — это прицеп легкового автомобиля, 2 — пассажирский прицеп к автобусу и т.д. (табл.3.5.).

Таблица 3.5. Индексы прицепов и полуприцепов (первые две цифры по ОН 025270-66)

Типы прицепов Прицепы Полуприцепы
Легковые
Автобусные
Грузовые (бортовые)
Самосвальные
Цистерны
Фургоны
Специальные

Третья и четвертые цифры индексов для прицепов и полупри­цепов определяют их полную массу, а пятая цифра модификацию (табл.3.6). Таблица 3.6. Индексы прицепов и полуприцепов (третья и четвертая цифры по ОН 025 270-66)

№№ группы Индексы Полная масса, т
Прицепы и полуприцепы Прицепы-роспуски
01-24 24 >24

Так, например, легковой автомобиль с рабочим объемом двига­теля 1,5 л, выпускаемый Волжским автозаводом, обозначается ВАЗ-2112; автобус с габаритной длиной 7,00 м, выпускаемый Пав­ловским автобусным заводом — ПАЗ-3205; грузовой бертовой авто­мобиль-тягач полной массой 15,3 т, выпускаемый Камским автоза­водов, обозначается КамАЗ-5320; прицеп грузовой бортовой пол­ной массой 12,0 т, выпускаемый Ставропольским заводом автомо­бильных принципов, обозначается СЗАП-8355.
Базовые модели автомобильных двигателей, их узлы и детали обозначаются по той же нормали десятизначным цифровым индек­сом. Первая цифра индекса определяет класс двигателя, связанный с его рабочим объемом (табл. 3.7).Таблица 3.7. Классификация двигателей по рабочему объему (по ОН 025 270-66)

Рабочий объем, Класс
До 0,75
Свыше 0,75 до 1.2
свыше 1,2 до 2
Свыше 2 до 4
Свыше 4 до 7
Свыше 7 до 10
Свыше 10 до 15
Свыше 15

Сказанная классификация обеспечивает единообразный подход при использовании технической докумен­тации на отечественные и зарубежные АТС по условиям безопас­ности дорожного движения.
В качестве пояснений к табл. 3.8 следует отметить, что полная масса седельного автомобиля-тягача состоит из его массы в снаря­женном состоянии, массы водителя и другого обслуживающего персонала, находящегося в кабине автомобиля и части полной мас­сы полуприцепа, которая передается на седельное устройство тяга­ча. Полная масса полуприцепа состоит из его массы в снаряженном состоянии и грузоподъемности.
До введения в действие ОН 025 270-66 индексация основных моделей отечественных автомобилей, прицепов и полуприцепов производилась следующем образом: вначале ставилась марка — бу­квенное обозначение завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, Москвич и т.п., после нее через дефис двух- или трехзначное цифровое обо­значение. Например, ГЛЗ-52, Урал-375, полуприцеп ОдАЗ-885. при этом каждый за вод-изготовитель применял цифровые индексы в определенных пределах. Для модернизированной автомобильной техники и модифика­ций добавлялись буквенные обозначения или через дефис двух­значное число. Например, МАЗ-200В, ЛАЗ-699Р, Москвич-412ИЭ, ЗИЛ-130-76.ГАЗ-24-10.
Кроме индексации прицепов, предусмотренной нормалью ОН 025 270-66, широкое распространение получило следующее услов­ное обозначение автомобильных прицепов, которое включает:П — полуприцеп (в сочетании с АПП — автомобильный полу­прицеп);
Р — роспуск (в сочетании с АПР — автомобильный прицеп рос­пуск;
Н — ннзкорамный; Б — бортовой; С-самосвальный; П — платформа; Ф — фургон; Ц — цистерна; К — контейнеровоз; Т — тяжеловоз; М-модульный и другие. через тире одна, две или три цифры обозначающие грузоподъ­
емность прицепа или полуприцепа в тоннах;
» далее тогда через тире условное обозначение по нормали ОН 025 270-66. Примеры условного обозначения некоторых прицепов и полу­прицепов:

В соответствии с данной классификацией АТС разделяются на следующие категории:
В — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест в которых, помимо Сиде­нья водителя, не превышает восьми;
С — автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
Прицеп— транспортное средство, предназначенное для движе­ния в составе с механическим транспортным средством (включает и полуприцепы).
В отечественной практике, связанной с классификацией АТС, постепенно начинают использоваться обозначения, принятые в ме­ждународных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разработанных Комитетом по внутреннему транспорту Европей­ской экономической комиссии ООН.

Заключение

В ходе проведения занятий были изучены следующие темы: Устройство и работа двигателя, системы зажигания, питания, охлаждения и смазки.

Занятия проводили преподавательский состав: Байшубекова А.Ж. , Айдикенова Н. К , Азимова Д. Н. , Шарипов Т.

Учебно-ознакомительная практика проходила в следующих организационных формах:

2.практическая работа студентов в лабораториях кафедры.

Раскрываются основные базовые научные подходы ученых-юри-стов к определению понятия автотранспортного средства как межотраслевого объекта изучения, рассмотрены современные трактовки данного понятия в административном, гражданском и уголовном законодательстве Российской Федерации. Дана классификация транспортных средств по строению и конструктивным признакам, назначению, способу передвижения, проходимости, климатическому исполнению, разрешенной максимальной массе, количеству перевозимых людей и иным основаниям.

Транспортное средство (ТС), рабочий объем двигателя, максимальная конструктивная скорость, наземные безрельсовые транспортные средства, наземные рельсовые транспортные средства, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, маршрутное транспортное средство, разрешенная максимальная масса автотранспортного средства.

Автомототранспортное средство относится к числу межотраслевых объектов изучения. В целях исследования представляется особенно важным, что это понятие употребляется в ряде статей Уголовного кодекса Российской Федерации (в ст. 166 УК Российской Федерации говорится о неправомерном завладении автомобилем (угоне), в ст. 175 — о приобретении или сбыте автомобиля, заведомо добытого преступным путем, в ст. 264 — об автомобиле, управляемом нарушителем правил дорожного движения). Однако в уголовно-правовой литературе не дается определение автомототранспортного средства.

Согласно примечанию к ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г. таким является транспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см 3 и с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие регистрации на государственном уровне.

Понятие транспортного средства можно встретить в §3 гл. 34 (договор аренды транспортных средств), а также в гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (перевозка). Необходимо отметить, что в монографиях в рамках научных исследований практически никто специально не уделяет внимания самому понятию транспортного средства. Проблемами перевозки занимались такие известные авторы-ци-вилисты, как М.К. Александров-Дольник, Г.Б. Астановский, В.В. Ви-трянский, В.А. Егиазаров, О.С. Иоффе, О.Н. Садиков, В.Т. Смирнов, М.А. Тарасов, Х.И. Шварц, А.И. Хаснутдинов и др. Тем не менее обращает на себя внимание ситуация, когда авторы вопрос о самом понятии транспортного средства обходят стороной по причине, по всей видимости, общеизвестности такого понятия и невозможности его ошибочного понимания.

В основной массе случаев законодатель пользуется более широким по объему понятием транспортного средства. Например, в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации указано, что транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Однако в том же акте закреплены определения велосипеда, мопеда, мотоцикла, которые определяются как транспортные средства с той или иной спецификой движения. Одни приводятся в движение мускульной силой, другие — при помощи двигателя определенного объема, третьи имеют такой признак как, механическое транспортное средство. Сам термин «механическое транспортное средство» раскрывается там же и определяется как транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем, к ним относятся также самоходные машины и тракторы.

Общее понятие «транспорт» (от лат. КатроПо — перемещаю) в юридической и технической литературе зачастую используется в разных значениях:

  • • как транспортно-технологический комплекс, обеспечивающий перевозку пассажиров, грузов, багажа и почты;
  • • как транспортное средство, используемое для перевозки людей и грузов [1] .

По мнению А. В. Лесных, транспортное средство определяется как механическое устройство, которое предназначено для движения по дорогам общего пользования и перевозки людей, грузов и оборудования, установленного на нем, максимальная конструктивная скорость которого превышает 50 км/ч, а тяговая сила создается за счет двигателя объемом свыше 50 см 3 или мощностью свыше 50 лошадиных сил [2] . При этом превышение транспортным средством хотя бы одного из параметров будет означать отнесение его к категории автомототранспортных средств.

С позиции В.Д. Корма, «. транспортное средство в широком смысле — это сложная техническая схема самодвижущегося типа, предназначенная для транспортировки людей, грузов и оборудования, установленного на нем, на определенное расстояние за установленное время» [3] .

Для признания устройства транспортным средством необходимо, по мнению А.И. Бойцова, несколько условий:

  • • устройство должно быть самоходным, то есть приводиться в движение автономными двигателями внутреннего сгорания с рабочим объемом не менее 50 см 3 либо двигателями такой же мощности иных видов (электрическими, химическими, газовыми);
  • • признаваться гражданским законодательством в силу своей технической мощности источником повышенной опасности;
  • • подлежать регистрации в ГИ БДД М ВД России или специальной ведомственной регистрации;
  • • требовать для управления ими достижения определенного возраста, специального медицинского заключения о пригодности к управлению, специального обучения и получения права на их управление;
  • • являться объектами, порядок передвижения и эксплуатации которых регулируется специальными правилами дорожного движения и другими ведомственными нормативными актами [4] .
Читайте также:  Работа с военным образованием

Вместе с понятием транспортного средства, в Уголовном кодексе Российской Федерации употребляется понятие механического транспортного средства (см. ст. 264 УК Российской Федерации). В юридической литературе к числу механических транспортных средств относят автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, тракторы и самоходные машины, кроме мопеда, приводимые в движение двигателем.

В.Д. Корма предлагает рассматривать автотранспортное средство как вид транспортного средства, осуществляющего перевозку людей, грузов и оборудования, установленного на нем, по дорогам с использованием колесного или гусеничного двигателя с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч; (тяговая сила создается за счет двигателя с рабочим объемом более 50 см 3 или мощностью свыше 50 лошадиных сил) [5] .

Данное определение имеет правовое значение. При всех его достоинствах оно отражает лишь один аспект объекта — технический, что вряд ли может способствовать широкому его использованию при решении правовых задач в судопроизводстве. С точки зрения теории и следственной практики автомототранспортное средство представляет собой многофункциональный объект, играющий разные роли в уело-виях различных юридических ситуаций, которые необходимо рассматривать с позиции комплексного подхода. И при его реализации требуется руководствоваться не столько техническими характеристиками объекта, сколько значимыми для практического применения правовыми критериями. По мнению Ф.Х. Кульмашева, автотранспортное средство — это материально-техническая система, обладающая потребительскими свойствами и в то же время являющаяся источником повышенной опасности, которая включена в качестве элемента в механизм преступного поведения (деятельности) и его отражения и в уголовном процессе выступает в качестве элемента системы обстоятельств, подлежащих установлению, и системы средств их установления [6] .

Транспортные средства в юриспруденции обычно подразделяются на следующие виды:

  • • по способу передвижения: самоходные (автомобиль, троллейбус, мотоцикл, бронетранспортер) и несамоходные (велосипеды, ручные тележки, сани);
  • • по устройству ходовых частей самоходных транспортных средств: колесные, гусеничные или на полозьях;
  • • по числу осей и колес (по общему числу колес и по числу ведущих колес). Для колесных автомобилей принято обозначение двумя цифрами, разделенными знаком умножения. Первая цифра — общее число колес, вторая — число ведущих колес (двухскатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра — число ведущих колес, вторая — общее число колес. Для грузовых автомобилей в основную колесную формулу может быть введена через точку третья цифра: «1», которая означает, что все колеса односкатные; «2» — что ведущая задняя ось (оси, тележки) имеет двухскатную ошиновку. Таким образом, колесные формулы 4×2.2, 4×2.1, 4×4.2 и 4×4.1; 6×4.2, 6×6.2, 6×6.1 и 6×2.1; 8×4.2, 8×4.1, 8×8.2 и 8×8.1 означают, соответственно, двух-, трех- и четырехосные грузовые автомобили. Сочлененные грузовые автопоезда с одно-двухосными тягачами имеют колесную формулу 2×4.1 и 2×6.1. По числу осей автотранспортные средства делятся на одно-, двух-, трех-, четырех- и многоосные;
  • • по характеру исполнения наземные безрельсовые транспортные средства делятся на одиночные автомобили, автомобили-тягачи для буксирования прицепов и автомобили седельные тягачи для буксирования полуприцепов;
  • • по объему и мощности двигателя;
  • • по максимальной конструктивной скорости;
  • • по способу передвижения: самоходные (трамвай, тепловоз, электровоз); несамоходные (цистерна для перевозки жидких веществ, пассажирские и грузовые вагоны);
  • • подземные: преимущественно рельсовые (шахтовые электровозы, вагонетки, электропоезд метрополитена);
  • • воздушный транспорт: летательные аппараты тяжелее воздуха (самолеты, вертолеты, планеры) и легче воздуха (дирижабли, аэростаты приводные и свободные);
  • • водный транспорт; по способу передвижения: самоходный (теплоход, буксир, катер, моторная лодка) и несамоходный (буксируемый, парусный, гребной).

Имеются классификации упомянутых объектов и по другим основаниям.

Например, по назначению автомобильный транспорт подразделяется на три группы:

  • • грузовые (тягач, грузовой автомобиль);
  • • пассажирские: автобус (вагонного типа, сочлененный, двухэтажный, микро); легковой автомобиль (личного и ведомственного пользования, такси, прокат);
  • • специальные (пожарные, спортивные, санитарные).

Помимо этого, автомобили можно классифицировать:

  • • по проходимости: дорожные, внедорожные, повышенной и высокой проходимости (колесные полноприводные, колесно-гусеничные);
  • • по типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные, электрические, на воздушной подушке.

Рабочий объем цилиндра двигателя легковых автомобилей делят следующим образом: особо малый (менее 1,2); малый (1,21 — 1,8); средний (1,8—3,5); большой (более 3,5); высший (не регламентирован).

Транспортные средства подразделяются также по критерию перевозки большого числа пассажиров на обычные и маршрутные.

Маршрутное транспортное средство — это транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. Данное транспортное средство относится к особой категории.

Его критериями являются:

  • • принадлежность к инфраструктуре перевозки людей (пассажиров);
  • • движение по обозначенному (утвержденному) маршруту;
  • • осуществление остановок в обозначенных местах (а также и остановок по требованию).

Важно отметить, что маршрутное транспортное средство является таковым только тогда, когда находится на маршруте (в рабочем режиме).

По климатическому исполнению автомототранспортные средства подразделяются на обычные, которые целесообразней эксплуатировать в умеренном климате, северные, которые возможно без поломок эксплуатировать в холодном климате с низкими отрицательными температурами и жароустойчивые, которые можно использовать в тропическом — жарком и влажном, пустынном — жарком и запыленном климатах.

Кроме того, транспортные средства подразделяются на армейские, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, строительные и другие. По конструктивным признакам автомототранспортные средства подразделяются еще на капотные, безкапотные, короткокапотные, длиннобаз-ные, короткобазные, с различными трансмиссиями, по расположению двигателя, с передним, средним и задним продольным и поперечным расположением двигателя. Большинство из перечисленных классификационных признаков имеют незначительное отношение к отрасли автомобильного транспорта.

Особой характеристикой любого транспортного средства является его разрешенная максимальная масса. Разрешенная максимальная масса — это масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Прокомментируем первую часть понятия. Важно понять эти два термина, связанные с массой транспортного средства: разрешенная; максимальная.

«Максимальная» масса — это предельно допустимая масса транспортного средства с водителем, пассажирами и грузом. Превышение данной массы недопустимо потому, что сам корпус автомобиля, его подвеска, двигатель, тормозная система и рулевое управление не гарантируют нормальное их функционирование при превышении допустимой массы.

Например, тормозная система будет неэффективна, так как превышающая показатель масса транспортного средства — это большая инерция при движении и большая центробежная сила. Предел допустимой массы транспортного средства устанавливает завод-изготовитель. Итак, разрешенная максимальная масса — это некая «теоретическая» масса, прописанная в паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации.

Данную массу не стоит путать с фактической, то есть той, которой транспортное средство обладает в настоящий момент (сейчас). И если фактическая масса автомобиля — это явление чрезвычайно динамичное, постоянно изменяющееся, то разрешенная максимальная масса — это постоянная величина.

Разрешенная максимальная масса — это и критерий разграничения категорий транспортных средств.

Грузовые автомобили различаются по данному показателю на два вида:

  • • грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн (грузовая «ГАЗель»);
  • • грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн («КамАЗ»),

Показатель в 3,5 т — это своеобразный индикатор размера грузовика. Именно поэтому грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 т, относятся к категории, в которую входят и легковые автомобили.

Рассмотрим следующий момент. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав. Для уяснения этого положения обратимся еще к двум понятиям — автопоезд и прицеп.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Бывает, что механическое транспортное средство двигается с прицепом. В этом случае разрешенная максимальная масса будет исчисляться как сумма разрешенных максимальных масс, с одной стороны, самого механического транспортного средства и, с другой стороны, прицепа.

Конвенцией о дорожном движении, которая принята на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г. транспортные средства разделяются на следующие категории:

В — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

С — автомобили, за исключением относящихся к категории «О», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

О — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

прицеп — транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (включает и полуприцепы).

Если бы американцам приходилось ставить свои холодильники перед своими домами, новые марки холодильников появлялись бы каждую неделю!

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector