Что такое береговая линия реки

Ниже даны определение основных терминов, использованных в новом Водном Кодексе РФ, комментарии к некоторым его статьям, ссылки на статьи законов, что может быть полезно для собственников и пользователей земельных участков, расположенных вблизи водных объектов, или на территории которых находятся водные объекты.

АКВАТОРИЯ — водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ – поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах. Используются или могут быть использованы.

ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ — природный или искусственный водоём, водоток или иной объект, в котором постоянно или временно сосредоточены воды.

То есть, водный объект — естественное или рукотворное образование с постоянным или временным скоплением вод.

Имеет характерные формы и признаки водного режима и даже агрегатных состояний. Скопление вод может быть как в формах рельефа, так и в недрах.

Различают поверхностные водные объекты, состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, и подземные водные объекты.

Существуют и такие природные образования переходного характера, которые не обладают признаками водного объекта, но обладающие «возможностью» вредного воздействия.

Примером таких образования являются, в частности, «дышашие» озёра.

Суть явления заключается в неожиданном и быстром (иногда в одну ночь) появлении и исчезновении «большой воды» во впадинах рельефа, болотистых и луговых низменностях (иногда площадью до 20 км2).

«Дышащие» озёра наблюдаются в Ленинградской области, Прионежье, в Новгородчине, Архангельской области, в Вологодчине, в Дагестане.

Внезапно возникающие возле населённых пунктов и различных коммуникаций озёра подтопляют их.

Есть случаи, когда такие «временные водоёмы» становились водными путями для речного и рыболовного флота.

Так, существовавшее в конце 19 века в США озеро Алахуа, неожиданно возникшее во Флориде, на целое десятилетие стало судоходным.

К поверхностным водным объектам относятся: моря, реки, ручьи, каналы, озёра, обводнённые карьеры, пруды, водохранилища, болота, ледники, снежники, родники, гейзеры.

К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты.

Водные объекты делятся на виды:

  • Общего пользования — общедоступные поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (ст. 6 ВК РФ).
  • Особо охраняемые – водные объекты (или их части), имеющие особое природоохранное, научное, культурное, а также эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Их перечень определяется законодательством об особо охраняемых природных территориях (ст.66 ВК РФ).

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ПРАВА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Согласно новому Водному Кодексу РФ, водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением прудов, обводненных карьеров, которые находятся в собственности субъекта РФ или муниципального образования, а также физического или юридического лица.

Правом пользования поверхностными водными объектами в установленных Водным Кодексом РФ основаниях и порядком обладают как физические, так и юридические лица (ст. 9 ВК РФ).

Пользование водными объектами осуществляется по договорам водопользования, заменившим ранее предоставляемые лицензии на водопользование

При этом, естественное изменение русла реки уже не влечёт за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом (ст.9, п.2).

Право частной собственности на водные объекты распространяется на собpственников земельных участков, на территории которых находятся пруды и обводнённые карьеры (ст.8 ВК РФ).

Формы собственности на подземные водные объекты их границы, основания и порядок приобретения пользования определяются не только водным законодательством (ст.5,8,9 ВК РФ), но и Законом РФ «О недрах» (ст.8, п.6).

  • ВОДНЫЙ РЕЖИМ – изменение во времени уровня, расхода и объёма воды в водном объекте.
  • ВОДНЫЙ ФОНД — совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.

В водный фонд входят не только поверхностные, но и подземные водные объекты.

  • ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО — деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов. А также деятельность по предотвращению и ликвидации негативного воздействия вод.
  • НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВОД – затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов. Также — заболачивание и другое негативное воздействие на определённые территории и объекты.
  • ИСТОЩЕНИЕ ВОД – постоянное сокращение запасов и ухудшение качества вод (поверхностных и подземных).
  • ВОДООТВЕДЕНИЕ — любой сброс вод (в том числе сточных и дренажных) в водные объекты.
  • ДРЕНАЖНЫЕ ВОДЫ – воды, отвод которых производится дренажными сооружениями (системами) для сброса в водные объекты.
  • СТОЧНЫЕ ВОДЫ – воды, которые сбрасываются в водные объекты после их использования. Также – воды, сток которых производится с загрязнённой территории.
  • Кстати сказать, по территории России протекает свыше 2,5 миллиона рек. Протяженность почти 95 % из них не превышает 25 километров. Однако на эти малые реки приходится около половины объема речного стока по стране.

  • РЕЧНОЙ БАССЕЙН — территория, с которой происходит поверхностный сток вод в море или озеро через связанные водоёмы и водотоки.
  • ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ) — использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей как страны, так и её составных единиц (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц).
  • ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ — физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
  • ВОДОСНАБЖЕНИЕ — подача вод (поверхностных или подземных) водопотребителям в требуемом количестве в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.
  • ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ – система мероприятий по сохранению и восстановлению водных объектов.
  • ВОДООХРАННЫЕ ЗОНЫ – территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ.
  • Для водоохранных зон устанавливается специальный режим использования, направленный на предотвращение загрязнения засорения, заиления и т.д. водных объектов, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира (ст.65 ВК РФ).

    Водоохранные зоны — один из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности.

    В частности, в лесах, расположенных на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются рубки главного пользования.

    В них разрешается только проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов (см. ст.63 ВК РФ).

    Ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других населенных пунктов устанавливаются от соответствующей береговой линии.

    При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

    Ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива.

    • РАЗМЕРЫ ВОДООХРАННЫХ ЗОН и ШИРИНА ПРИБРЕЖНО-ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЫ >>
    • БЕРЕГОВАЯ ПОЛОСА – полоса земли шириной 20 метров для общего пользования вдоль береговой линии водного объекта

    Размеры береговых полос для различных водных объектов

    Каналы, реки, ручьи (с длиной не более 10 км) — 5 м.

    Болота, ледники, снежники, родники, гейзеры — не определяется.

    Каждый гражданин имеет право пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для пребывания вблизи этих объектов, отдыха, рыбалки.

  • БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ – граница водного объекта. Определяется для объектов:
    • Море – по постоянному уровню воды. В случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива.
    • Реки, ручьи, каналы, озёра, обводнённые карьеры – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
    • Пруды, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды.
    • Болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.
    • ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ – водные объекты (или их части), перечень которых и порядок пользования устанавливается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (см. материалы Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ).
    • За нарушение Водного кодекса предусмотрена административная и уголовная ответственность, причем виновные должны будут устранить допущенные нарушения и возместить причиненный ущерб
    • Читайте также:  Федеральный закон 255 статья 14

      Принятие Водного кодекса в целом является позитивным шагом законотворческой деятельности. Основной задачей Водного кодекса была и есть охрана водоемов от загрязнения, в первую очередь создаваемых промышленными предприятиями, хозяйственной деятельностью различных организаций и частных лиц. Вроде бы тут все хорошо и этому надо только радоваться. Но оказывается на все так просто. Некоторые статьи закона прямо или косвенно отразились на любительском рыболовстве. Как? Давайте попробуем разобраться в этом.

      Рассмотрим одну из статей Водного кодекса, которая вызвала многочисленные споры, массу дискуссий и недоумений, до что там недоумения, порой просто негодование. Это глава 6 «Охрана водных объектов», статья 65, часть 15, пункт 4. Вот что там сказано:

      "В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие."

      Есть рыболовы, которые ходят на рыбалку пешком. Их этот пункт, конечно, не касается, Но, все-таки, подавляющее большинство любителей рыбалки приезжают на рыбалку на личном автотранспорте. И вот тут возникает масса вопросов.

      Во-первых, как нести на такое расстояние снаряжение до береговой линии, ведь ширина водоохранной зоны в основном составляет, в зависимости от водоема, от 50 до 200 метров. Современная рыбалка предполагает довольно увесистый набор снастей и прочих средств, необходимых для рыбалки. Не все же молоды, не все же спортсмены. А после рыбалки надо еще улов тащить, и, как правило, в гору. А еще и мусор надо прихватить. Многие жалуются, что не могут спокойно рыбачить, если не видят рядом с собой свою машину. Были же случаи, когда снимали колеса, проникали в салон. Охраняемых стоянок на водоемах, вдали от цивилизации, нет.

      Если вы внимательно прочитаете статью 65 Водного кодекса, то поймете, что движение по дорогам и стоянка на дорогах в водоохранных зонах не запрещены. Тогда возникает вопрос: что же такое дорога с точки зрения Закона. Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый 15 ноября 1995 года, с изменениями от 28.12.2013, статья 2 гласит:

      "Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии."

      Из перечисленного в последнем предложении нас интересует только обочина. Другими словами говоря, если в пределах водоохранной зоны проходит дорога, в т. ч. грунтовая, то по ней можно двигаться и оставлять машину на обочине. Специально оборудованная стоянка на берегах водоемов в подавляющем большинстве случаев отсутствует. Поэтому кроме обочины стоять автотранспорту больше негде. А если ваш автомобиль движется вне дороги и остановился на травке возле самого берега, то тут налицо явное нарушение Закона.

      Вот еще одна статья Водного кодекса, касающаяся любительского рыболовства. Это статья 6 «Водные объекты общего пользования», часть 8, которая гласит:

      "Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств."

      В ней тоже упоминаются механические транспортные средства, т.е. еще раз сказано, что использовать автомобильный транспорт в пределах береговой полосы нельзя.

      ТЕРМИНЫ

      Теперь необходимо определиться с терминами: что такое береговая линия, что такое береговая полоса, что такое водоохранная зона и что такое прибрежная защитная полоса.

      Береговая линия – это граница водного объекта. Она определяется для:

      1) моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;

      2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

      3) пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;

      4) болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

      Береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 м.

      Водоохранная зона — это территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

      Прибрежная защитная полоса – территория в границах водоохранной зоны, на которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

      ШИРИНА

      Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности от истока до устья: — до 10 км – 50 м; — от 10 до 50 км – 100 м; — от 50 км и более – 200 м.

      Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

      Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается отдельно (Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал").

      Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

      Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м (от береговой линии) для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3 град и 50 м для уклона 3 и более градуса.

      Для проточных и сточных озер, расположенных в границах болот и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), составляет 200 м независимо от уклона прилегающих земель. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

      Читайте также:  Смена фамилии в связи с разводом

      ПРОТЯЖЕННОСТЬ

      Если с понятиями «береговая линия» и «береговая полоса» все понятно — они по определению простираются на протяжении всего водоема, то возникает вопрос: Водоохранная зона – она где? Везде, на протяжении всего водоема, или нет? В водном кодексе указана только ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, т.е. расстояние от берега. А какова их протяженность?

      Протяженность водоохранной зоны, как и береговой линии, равна протяженности водоема. А протяженность прибрежной защитной полосы различна для разных водоемов. Как узнать границы прибрежной защитной полосы?

      ГРАНИЦЫ

      Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".

      В Постановлении сказано, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта, описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, вносятся в государственный водный реестр.

      Они же (органы государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

      Как простой человек, не имеющий доступ к картографическим материалам, с описанием границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, может узнать границы водоохранной зоны или прибрежной защитной полосы? Не иначе, как по наличию специальных информационных знаков.

      Немало дискуссий вызвала часть18 статьи 65 Водного кодекса, в которой идет речь об установлении на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков. В статье указано, что, установление специальных информационных знаков осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Т.е. тут надо знать Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", которое определяет Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. В этом постановлении описываются образцы информационных знаков.

      Что касается информационных знаков о наличии водоохранной зоны и ее ширине, тут среди рыболовов развернулась жаркая дискуссия. Мол, если нет знака, то нет и запрета. Это не так. В отличие от дорожных знаков, наличие знака на водоеме возможно, но необязательно. Отсутствие информационных знаков, к сожалению, не освобождает от ответственности, так же как и незнание законов. Гражданин обязан самостоятельно исполнять требования норм природоохранного законодательства.

      В части 5 статьи 6 «Водные объекты общего пользования» сказано, что информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления не только посредством специальных информационных знаков, но и через средства массовой информации. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

      НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ

      Какое наказание предусмотрено Законом за нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса?

      За нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса (движение и стоянка транспортных средств в пределах водоохранной зоны и прибрежной зашитеной полосы) предусмотрено административное наказание по ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях в виде штрафа – от 3000 до 4500 рублей на каждого правонарушителя.

      ПРЕПЯТСТВИЕ СВОБОДНОМУ ДОСТУПУ К ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ

      Кстати, нередко можно увидеть заграждения, установленные теми или иными лицами самовольно.

      Вот выдержки из статьи 6 «Водные объекты общего пользования» Водного кодекса.

      Водоемы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

      Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

      Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

      За это нарушение, предусмотренное статьей 8.12.1. КоАП РФ «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе», накладывается штраф на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.; на должностных лиц — от 40000 до 50000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

      МОЖНО ЛИ РЫБАЧИТЬ В ПРИБРЕЖНОЙ ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЕ?

      Не редко у рыболовов возникает и такой вопрос: Запрещена ли рыбалка в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе?

      Нет, не запрещена. Чтобы это понять, вернемся к статье 65 главы 6 «Охрана водных объектов» Водного кодекса.

      Там указано, что в водоохранных зонах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, и что в границах прибрежных защитных полос вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

      Что такое хозяйственная деятельность, думаю, понятно, а что такое «иная деятельность» требует разъяснения. Любительское рыболовство не подпадает под понятие «иная деятельность». Иная деятельность – это, прежде всего, деятельность, т.е. это понятие экономическое. А рыбалка – это отдых, а не деятельность. Другими словами говоря, рыбалка в прибрежных защитных полосах не запрещена. Ограничен лишь въезд на автотранспорте.

      ВЫПАС И ВОДОПОЙ НА БЕРЕГУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

      Кстати, нередко можно встретить на берегу выпас и водопой сельскохозяйственных животных.

      Кроме того, что выпас животных причиняет определенные неудобства отдыхающим и, в частности, рыболовам, это еще и запрещено все той же статьей 65 Водного кодекса, часть 17 которого гласит:

      "В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн."

      МОЖНО ЛИ МЫТЬ МАШИНУ НА БЕРЕГУ?

      Мыть автомобили рядом с водоёмами или в природоохранных зонах запрещено на территории всей России, разнятся только штрафы в регионах. Также это действие попадает под восьмую главу КоАП: «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

      При цитировании материалов статьи ссылка на наш сайт обязательна.

      Читайте также:  Предельный возраст мвд женщины

      Можно ли ловить в нерест в забродных штанах с заходом в воду? Законы, ограничивающие ловлю в нерест. Что означает ловля "с берега"? Что означает ловля "с берега без использования плавсредств"? Подробнее .

      Число просмотров страницы: 60652
      Последнее обновление: 13.04.2019

      Часть 1. Краткий анализ действующих нормативно-правовых актов

      Границы водных объектов

      Граница водного объекта — это береговая линия. Что такое береговая линия? Согласно п. 4 статьи 5 Водного кодекса РФ:
      — Для рек — это урез воды при среднемноголетнем уровне.
      — Для морей береговая линия проходит по постоянному уровню или если он меняется, то по линии максимального отлива.

      Согласно статьи 65 Водного кодекса РФ «Водоохранные зоны, их прибрежные защитные полосы, береговые полосы водных объектов отмеряются от береговой линии.» Береговая линия рек соответствует среднемноголетнему урезу воды. А для морей — от линии максимального прилива, т.е. не от береговой линии или границы моря).
      Таким образом, береговая линия — это не только граница водного объекта. Это еще и начало водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и береговой полосы. Поэтому очень важно точное определение положение береговых линий.

      Как определяется положение береговых линий?

      П.п 4.1 статьи 5 Водного кодекса РФ:
      4.1. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством РФ. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Разберемся, что это за порядок, и что изложено в требованиях.

      Правила и требования

      Порядок определен Постановлением Правительства РФ N 377 от 29 апреля 2016 года. Им утверждены «Правила определения положения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

      Пункт 3 данных Правил:

      «3. Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях:

      а) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий;

      б) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос…»

      «При описании местоположения береговой линии подготавливаются перечень координат характерных точек, картографическая основа с нанесенной линией (границей), пояснительная записка (паспорт работ по описанию), содержащая в т. ч. сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ».

      Из этого следует, что конкретно методы не регламентированы и их может быть несколько.чеч5чече

      Береговая линия рек

      Или это касается методов согласно п. 4.1. СП 33-101-2003 «Определение основных расчетных гидрологических характеристик», или конкретно методов определения основных гидрологических характеристик, изложенных в п. 7.2. того же СП? Или и то, и другое. Нет ясности.

      Рассмотрим требования… Они изложены в приказе Минэкономразвития РФ от 23.03.2016 г. N 164. Ничего в этом приказе конкретного, касающегося методики, нет. А об исходных данных изложено в п. 3:
      «3. В качестве картографической основы используются топографические или морские карты соответствующей территории наиболее крупного масштаба.» В остальном касается точности определения координат т.п.

      Таким образом, для рек положение береговой линии может быть определено во многом на усмотрение исполнителя данных работ с учётом нормативных документов, носящих рекомендательный характер. Главное, при описании местоположения береговой линии указать, что это за методы.

      Иными словами, методики определения положения береговой линии по среднемноголетнему уровню, обязательной к использованию, нет. Хотя термин «среднемноголетний» предполагает или даёт основания ожидать каких-то методов статистической обработки данных. Видимо, для применения методов статистики не хватает данных. Это и понятно.

      Нормативные документы

      Основным нормативным документом по гидрологическим расчетам в настоящее время является уже упомянутый свод правил СП 33-101-2003.

      В 2009 году, т.е. 10 лет назад, Государственным гидрологическим институтом (далее — ГГИ) разработаны и утверждены «Методические рекомендации по определению расчетных гидрологических характеристик при отсутствии данных гидрометрических наблюдений» , ГГИ, Санкт-Петербург, 2009. (далее — Рекомендации). В них, ещё тогда, отмечалось, что «вопрос установления границы водных объектов (береговой линии) несмотря на то, что «Водный кодекс РФ» введен в действие с 1 января 2007 г., остается открытым». С тех пор ничего не поменялось, он остается открытым и по сей день. Основная цель разработки данных Рекомендаций — подготовка Территориальных строительных норм (ТСН). Однако регионы не очень спешат с подготовкой ТСН. Может быть, потому, что много неясностей в законах, вариаций толкований многих положений в условиях нормативной нестабильности.

      Во вводной части Рекомендаций отмечено: «В практике гидрологических расчетов такая характеристика, как среднемноголетний уровень воды за период, когда они не покрыты льдом, который собственно и является границей водного объекта, не применялась. Соответственно, и в нормативных документах, регламентирующих расчеты основных гидрологических характеристик, отсутствуют методы его определения». В связи с этим, а также в связи с отсутствием данных режимных гидрометрических наблюдений, возникла необходимость разработки указанных Рекомендаций.

      Не случайно данная методика представлена для варианта, когда отсутствуют данные гидрометрических наблюдений. Поскольку даже если они есть, то они, как правило, были прерваны в годы нашего постсоветского лихолетья.

      Методика определения положения береговой линии рек

      Методика изложена в Рекомендациях и основана на положениях раздела 7 СП 33-101-2003. Суть методики заключается в следующем. Используются данные наблюдений по реке-аналогу. Аналог подбирается исходя из условий однородности формирования стока и т.д. в соответствии с п. 4.1. СП. По данным о стоке реки-аналога определяется среднемноголетний расход. Затем определяется средний многолетний расход воды на заданном участке за период свободного русла. При этом учитываются соотношения площадей водосборов рассматриваемой реки и реки-аналога, а также региональные зависимости расхода воды рек от площади водосбора.

      Далее устанавливают кривую зависимости расходов и уровней воды в расчетном створе. Для этого в расчетном створе следует определить поперечный профиль, продольный уклон водной поверхности, расходы и уровни воды. А для этого необходимо провести полевые изыскательские работы на расчетном створе.

      По установленной зависимости уровней и расходов, зная значение среднемноголетнего расхода, определяют среднемноголетний уровень реки.

      Таким образом, во многом точность определения среднемноголетнего уровня зависит от достоверности данных по реке-аналогу, правильности выбора последнего и точности определения региональных поправочных коэффициентов.

      И что же дальше?

      Росводресурсы вносят эти данные о береговых линиях в государственной водный реестр и затем данные вносятся в государственный кадастр недвижимости.
      Последнее слово «недвижимости» немного смущает. Когда речь идёт о динамике берегов, береговой зоны, когда «недвижимость» водного объекта в действительности движется, то какой может быть кадастр «недвижимости»? Не будем пока цепляться к терминам. Данной проблеме посвящена статья «Некоторые вопросы приватизации федерального имущества (Макарова А.Н.) («Имущественные отношения в Российской Федерации», 2018, N 7)». А в работе «Новый подход к урегулированию правового статуса водных объектов на территории России» (Кудактин А.Н., Пузанов А.В., Пузанова Ю.В.) //Современные проблемы науки и образования,2009) авторы предлагают признать береговой линией полосу шириной 50 м вследствие непостоянства уреза воды.

      Ссылка на основную публикацию
      Займ на карту
      close slider

      Adblock detector