Что такое фгос спо в образовании

В связи с выходом новых профессиональных стандартов федеральные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования проводят работу по актуализации федеральных государственных стандартов СПО. Данная информация будет обновляться по ходу выхода новых ФГОС.

Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2017 г. № 1246 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.09 Слесарь по строительно-монтажным работам» (Зарегистрировано в Минюсте России 22 января 2018 г. № 49704).

Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2017 г. № 1247 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства» (Зарегистрировано в Минюсте России 22 января 2018 г. № 49703).

Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2017 г. № 1248 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 января 2018 г. № 49678).

Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2017 г. № 1259 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» (Зарегистрировано в Минюсте России 22 января 2018 г. № 49734).

Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2017 г. № 1260 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 13.01.01 Машинист котлов » (Зарегистрировано в Минюсте России 22 января 2018 г. № 49705).

о соответствии специальностей среднего профессионального образования,
перечень которых утвержден приказом Минобрнауки РФ
от 29 октября 2013 г. N 1199 (с изменениями),
специальностям среднего профессионального образования,
перечень которых утвержден приказом Минобрнауки РФ
от 28 сентября 2009 г. N 355 (с изменениями)

Читайте также:  Юрист по семейным делам химки

На какой концептуальной основе составляются ФГОС СПО по профессиям в 2016 году? Удачно ли реализуются задекларированные принципы на практике? С какими сложностями приходится сталкиваться руководителям и преподавателям среднего профессионального образования? Об этом коротко в новой статье.

Особенности ФГОС 4 поколения для СПО

В условиях бурного развития новых технологий постоянно возникают новые профессии и специальности. Система образования обязана обладать свойством адаптивности и эффективно выполнять свои функции, то есть готовить востребованных на отечественном и мировом рынке специалистов. ФГОС 4 поколения для СПО разрабатывается с целью обеспечения профессиональной подготовки специалистов среднего звена в полном соответствии с текущими экономическими и производственными требованиями. Чем же отличается концепция новых версий ФГОС для СПО?

  • Новый взгляд на образованность и профессиональную квалификацию. Образованность — потребность в постоянном обновлении знаний, умение находить и усваивать новую информацию. Квалификация же формируется на основе профстандартов.
  • Адаптивность образовательных программ. Требования и стандарты разрабатываются не для отдельно взятых специальностей, а для укрупненных групп профессий. Благодаря этому новые специальности, которые появляются на рынке, могут быть оперативно включены в учебные планы.
  • Меньше теории, больше практики. Общая нагрузка на студентов снижается к 45-47 часам в неделю (среди них аудиторная нагрузка — не больше 36 часов), 60% учебного времени — практическая подготовка.
  • Учитывается специфика конкретных профессий. 50% учебного плана — вариативная, что даёт возможность организовать процесс обучения с учетом всех особенностей конкретной специальности. Теоретические дисциплины, общие для многих профессий, будут преподаваться с учётом специфики направления.

Ознакомиться и скачать новые ФГОС СПО, утвержденные в 2016 году, можно здесь.

Концепция и реализация — не одно и то же

Практическое внедрение любых нововведений требует усилий, гибкости и креативности всех участников процесса. Даже самая совершенная концепция должна пройти долгий путь, прежде чем станет отработанной схемой или руководством к действию. То же справедливо и для новой концепции федеральных стандартов. Идея их создания — это почти неограниченная возможность для развития педагогического и методического творчества. Но реализация на практике вносит свои коррективы, показывает недочеты и требует усовершенствования.

Читайте также:  Справка о несудимости караганда

Одна из сложностей состоит в том, что в оценке качества образования значительную роль должны играть работодатели. В принципе, это хорошо и правильно, однако взаимодействие академической системы образования и работодателей не до конца проработано на законодательном уровне. Запросы на подготовку кадров приходят в основном из крупных корпораций, да и те часто предпочитают инвестировать в свои корпоративные образовательные программы, а не в обучение на базе вузов. Кроме того, существуют отрасли, в которых преобладают представители малого и среднего бизнеса. С ними взаимодействие пока возможно через систему личных связей руководителей.

Ситуация усугубляется тем, что академическое образовательное сообщество не готово к динамичным изменениям обучения. Процесс переквалификации кадров требует значительных усилий и финансового обеспечения. Устарелая материально-техническая база тоже нуждается в финансировании. На «перезапуск» системы образования новой версии нужно время и деньги.

ФГОС 4-го поколения, утвержденные по новой концепции, предлагают обеспечить студенту эффективную самостоятельную работу под управлением преподавателей и мастеров. Но так и не понятно, как правильно согласовать разные формы самостоятельной работы по всем дисциплинам, не превышая максимальную часовую нагрузку. Кроме того, организация самостоятельной работы требует проверки и методического обеспечения, но при этом она педагогу не оплачивается.

Это далеко не все сложности внедрения новой концепции. Вывод очевиден — необходима государственная поддержка (методическая, финансовая, нормативная). Без неё будущее стандартов ФГОС если не обречено на провал, то затянется на неопределённое время.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector