Что такое фрахтование автобуса

fraht.jpg

Похожие публикации

Фрахтование предполагает заключение договора для перевозок любым видом транспорта (наземным, водным, воздушным), но значительная часть субъектов предпринимательства, чья деятельность предусматривает транспортные перевозки, осуществляет их на автомобилях. Именно фрахтование автотранспорта мы и рассмотрим в этой статье.

Договор фрахтования транспортного средства – это особый вид аренды автомобиля, который по определяющим условиям разнится с типовым договором аренды ТС, и содержит в себе ряд специальных положений, связанных со спецификой использования и условий предоставления средства транспорта.

Договор фрахтования: правовое регулирование

В Российском законодательном поле все аспекты, связанные с автофрахтованием, грузо- и пассажироперевозками автотранспортом регламентируют нормы Федерального Закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (в ред. от 03.07.2016).

Типовая форма на договор фрахтования транспортного средства (ТС) не утверждена, поэтому составление договора осуществляется по общему правилу, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 787 ГК РФ, нормы которой прямо относят субъектов соглашения к транспортным уставам. В нашем случае – к положениям ст.27 закона № 259-ФЗ «Устав автотранспорта». В ней детально прописаны порядок, процедура и условия, в соответствии с которыми субъекты гражданско-правовых отношений должны заключать Договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.

Заключаем Договор фрахтования: образец и содержание

Согласно п. 2 ст. 27 закона № 259–ФЗ, договор фрахта ТС заключается в письменной форме и должен содержать:

Сведения о договоре: дата подписания и место его составления, информация о субъектах соглашения – фрахтовщике (лице, предоставляющем ТС) и фрахтователе (лице, арендующем ТС);

Основные условия фрахта:

тип и марку транспортного средства, и объем вместимости (полная или частичная, если частичная – то в какой доле) предоставляемой в фрахт, объем предполагаемой загрузки, периодичность и цикличность рейсов (либо разовый рейс), маршрут, место подачи ТС под посадку, условия допуска пассажиров к посадке и проезду;

порядок вступления в силу и сроки действия договора;

стоимость фрахта, и условия расчетов по договору фрахта;

ответственность и обязанности субъектов соглашения, заключающих Договор фрахтования транспортного средства для перевозки багажа и пассажиров;

действия сторон договора при форс-мажоре;

порядок и сроки разрешения разногласий, споров и материальных претензий;

дополнительные условия (каждая из сторон, согласовав с контрагентом, может указать при подписании, кроме базовых, собственные дополнительные условия);

Адреса, банковские и регистрационные реквизиты, подписи сторон Договора.

Обращаем внимание на нюансы оформления: если договоренности по фрахтованию предусматривают предоставление одновременного нескольких ТС, на каждый из них отдельный договор не составляется, а формируется полный список ТС, который оформляется как приложение к Договору фрахта, а в соответствующем его пункте, вместо данных о ТС, указывается:

«Предоставляются (количество единиц) транспортных средств, тип, марка, класс и технические характеристики которых указаны в приложении № 1. Данное Приложение признается неотъемлемой частью настоящего Договора фрахтования».

Особенности соглашения о фрахте ТС

В отличие от обычного договора на аренду автомобиля, Договор фрахтования на пассажироперевозки не предусматривает передачу прав и полномочий на владение и управление фрахтуемым ТС. Его обслуживание и техническая эксплуатация (равно как и его коммерческая эксплуатация), осуществляются непосредственно владельцем–перевозчиком, на имя которого зарегистрирован фрахтуемый автомобиль.

К примеру: заключая договор фрахтования автобуса с целью доставки пассажиров в пункт следования, один субъект соглашения – фрахтовщик, предоставляет водителя и автобус, проводит его предвыездное техническое обслуживание, а также медицинское освидетельствование водителя, а другая сторона – фрахтователь, в полном объеме уплачивает перевозчику установленную условиями договора сумму фрахта.

Ответственность за причинение вреда жизни или здоровью перевозимых пассажиров и их имущества либо багажа, несет фрахтовщик. Пределы ответственности субъектов перевозок установлены положениями ст. 34 закона № 259-ФЗ.

В зависимости от потребностей фрахтователя, договор может быть заключен:

на определенное время – долгосрочный фрахт, предусматривающий совершение определенного количества рейсов в течение установленного времени;

на одну поездку (рейс) – разовый фрахт, совершаемый в конкретно обозначенные договором день и время.

Договор фрахтования: перевозки детей и пассажиров с ограниченными возможностями, нюансы оформления

Заключая Договор фрахтования для перевозки пассажиров, необходимо руководствоваться особыми требованиями, предъявляемыми законодательством к организации пассажироперевозок некоторых категорий граждан.

Так, если пассажиры, для перевозки которых субъекты заключают Договор фрахтования, дети, то согласно «Правилам организованной перевозки группы детей автобусами», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1177 от 17.12.2013, в соглашение необходимо внести следующие обязательства сторон:

требование оборудовать автобус опознавательно-предупредительным знаком «Внимание! Дети!»;

требования к комплектации автобуса – наличие тахографа, системы ГЛОНАСС, маячка желтого цвета на крыше ТС;

автобус не должен быть «старше» 10 лет и должен соответствовать техническим требованиям, установленным для пассажироперевозок;

обязательство обеспечить сопровождение детей во время перевозки (соотношение сопровождающих к количеству детей устанавливает фрахтователь);

обеспечение контроля возраста перевозимых детей (в случае если предполагаемая длительность поездки составляет более четырех часов, к перевозке могут быть допущены только дети от 7 лет);

обеспечение присутствия медработника для поездок, продолжительность которых превышает 12 часов.

Еще одна особенность, которую необходимо учитывать, заключая Договор фрахтования: пассажиров-инвалидов на дальние расстояния можно перевозить только в автобусах, имеющих специально оборудованные места. Наличие такой площадки, пандуса-подъемника, специальных креплений, а в случае необходимости присутствия сопровождающего лица, следует отдельно указывать в договоре, если на момент его подписания фрахтователь имеет сведения о том, что в поездке примет участие инвалид-колясочник.

Любая коммерческая деятельность регулируется не столько законодательством, сколько письменными соглашениями между организациями. Составление контракта – это сложный, трудоёмкий процесс, в ходе которого необходимо согласовать интересы сторон и учесть требования законодательства. Не является исключением договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.

Данная статья поможет правильно составить договор указанного типа.

Что это – фрахтование

Фрахтование происходит от немецкого слова «Fracht», означающего плату за перевозку груза. Сегодня под фрахтом стали понимать сам груз, представленный к перевозке, и процесс перемещения товаров от отправителя к получателю.

Потому фрахтованием обозначают деятельность по осуществлению перевозки грузов и пассажиров за плату различными видами транспорта.

Особенности заключения и образец

Порядок составления договора фрахтования транспорта для перевозки пассажиров регулируется положениями ГК РФ и Устава автотранспорта (Закон № 259-ФЗ от 08.11.2007 г.).

В договор должны быть включены следующие пункты:

  1. Информация о фрахтовщике. Это лицо обязуется исполнить перевозку на условиях договора. Требуется указать наименование, юридический адрес, банковские реквизиты.

Сами транспортные средства могут быть представлены третьим лицом, с которым фрахтовщик имеет договорные отношения:

  1. Сведения о фрахтователе. Данное лицо несёт ответственность за своевременную оплату услуг перевозчика. Следует указать наименование, место нахождения, банковские реквизиты;
  2. Тип транспорта. Автобус, грузопассажирский автомобиль или иное транспортное средство. Если это важно для фрахтователя, то лучше указывать марку автомобиля или его характеристики (наличие кондиционера, туалета и так далее);
  3. Маршрут следования и место подачи. Данный пункт желательно расписывать подробно. Место, где будет произведена посадка пассажиров, определяется не только адресом, но и указанием ориентиров на местности (например, возле входа в магазин или кафе). Маршрут часто определяется перечислением населённых пунктов, которые лежат на пути следования транспорта.
Читайте также:  Совмещение усн и патента в 2018

Так, указание конкретных трасс, по которым должно осуществляться движение, может создать проблему. Например, одна из дорог, указанных в договоре, ремонтируется или закрыта из-за атмосферных явлений, требуется использовать объездные пути. Для решения такой проблемы следует оговорить в документе условия изменения маршрута;

  1. Круг лиц, которые должны быть перевезены. Данные сведения могут быть указаны точно (перечисление Ф.И.О.), так и в виде указания количества человек, которых необходимо доставить в пункт назначения.

К ним относятся:

  • Машина не старше 10 лет;
  • Транспорт оборудован специальными знаками «Перевозка детей»;
  • Движение в тёмное время суток только в особых случаях;
  • Специальные требования к водителю.

Заказчику следует специально оговаривать факт, что пассажирами будут дети;

  1. Сроки исполнения перевозки. Указывается примерное количество часов в пути, время и дата выезда, и время и дата прибытия в пункт назначения. Также необходимо указывать возможное отступление от графика;
  2. Стоимость услуг. Цена согласуется индивидуально для каждого фрахта;
  3. Порядок допуска пассажиров, если перевозка в соответствии с законом предполагает применения особых правил;
  1. Права и обязанности фрахтовщика. Данное лицо обязуется:
  • Предоставить исправное и готовое к эксплуатации транспортное средство в соответствии с согласованными с фрахтователем условиями;
  • Предоставить экипаж для управления автомобилем с соответствующей квалификацией;
  • За свой счёт устранять технические неисправности машины, оплачивать содержание экипажа;
  • Застраховать свою ответственность перед пассажирами на случай причинения ущерба.

Фрахтовщик имеет право приостановить исполнение обязанностей, если другая сторона нарушает условия договора;

  1. Права и обязанности фрахтователя. Лицо имеет право требовать от фрахтовщика исполнения его обязательств.
  • Оплачивать фрахт;
  • Заблаговременно согласовывать заказ-наряды (если речь идёт о долговременном договоре);
  • Обеспечить своевременную посадку пассажиров и погрузку багажа;
  • Использовать транспорт в пределах установленных заказ-нарядом сроков и в соответствии с его назначением;
  • Обеспечить соблюдение пассажирами ПДД, порядка и чистоты в салоне транспорта;
  • Не перевозить взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества, наркотические вещества и психотропные средства, колющие и режущие предметы без специальных чехлов, огнестрельное оружие и так далее.
  1. Ответственность сторон. Сторонам следует точно согласовать следующие санкции:
  • Штраф за отказ от поданного транспорта, пригодного для использования;
  • Штраф за порчу машины пассажирами;
  • Штраф за задержку в предоставлении транспорта.
  1. Условия фрахтования. В данном разделе стороны регламентируют:
  • Порядок оформления заказ-нарядов и отказа от услуги;
  • Порядок подачи сведений о количестве пассажиров, их личных данных, количестве багажа;
  • Перечень документов, которые должны быть предъявлены пассажирами;
  1. Срок действия и порядок расторжения договора. Этот раздел актуален для устойчивых договорных отношений. Контракты часто заключают на календарный год с возможностью пролонгации, если ни одна из сторон не известит другую о желании завершить отношения.

Расторжение производится в письменном виде, если все обязательства по контракту исполнены;

  1. Обстоятельства непреодолимой силы. В этом разделе стороны согласовывают случаи, которые можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам, а также порядок собственных действий в случае возникновения подобных неожиданностей;
  2. Прочие условия. Стороны могут согласовать порядок урегулирования разногласий, суд, где будут решать споры, и другие вопросы.
  3. Реквизиты и подписи сторон. В данном разделе записываются наименования организаций, юридические адреса, ИНН, банковские реквизиты, а также должности, фамилии и инициалы лиц, которые подписывают документ.

Отличия договора фрахтования от договора аренды транспортного средства

Указанные виды похожи на первый взгляд, но имеют несколько существенных различий:

  1. Стороны несут различные расходы. Так, фрахтователь оплачивает услугу по выставленному счёту. Понесённые контрагентом расходы на топливо, ремонт техники, решение иных проблем его не касаются.

В случае с договором аренды ситуация противоположная. Транспортное средство предоставляется арендатору в технически исправном состоянии, но не более того. Последующее обслуживание, например, замену жидкостей или шин в случае прокола, арендатор производит за свой счёт. Собственник оплатит только капитальный ремонт;

  1. Стоимость услуг фрахтования определяется расстоянием, на которое должны быть перевезены пассажиры, а также типом транспортного средства. При этом издержки перевозчика могут варьироваться. Если говорить об аренде, то её цена зависит от стоимости техники и расчётного срока её амортизации;
  2. Транспортное средство при фрахте остаётся во владении компании-перевозчика. То есть, за его сохранность и исправность несёт ответственность собственник. Если речь идёт об аренде, то в таком случае арендатор отвечает за все повреждения, причинённые машине;
  3. Арендатор использует технику по своему усмотрению и в соответствии с её функциональным назначением. Нет никаких ограничений по срокам её работы или маршруту следования. Фрахтование же предполагает более конкретный режим движения и чёткий результат исполнения обязанностей фрахтовщика (пассажиры доставляются в пункт назначения);
  4. По ходу следования транспорта обе стороны договора фрахтования разделяют ответственность за багаж и пассажиров. Так, фрахтователь обеспечивает порядок в салоне, заботится о том, чтобы люди не отвлекали водителя и так далее. Фрахтовщик, в свою очередь, следит за соблюдением ПДД водителем, предпринимает меры по предотвращению аварий.

Арендодатель несёт ответственность только в части предоставления технически исправного автомобиля. И, перед началом движения, водитель сам должен проконтролировать состояние техники. В дальнейшем собственник транспортного средства никак не влияет на перевозку пассажиров.

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 2

Фрахт у большинства из нас ассоциируется с морским плаванием, соответствующими перевозками и оформлением договорных отношений между сторонами . В Уставе автомобильного транспорта также используется данный термин. Автор предлагает разобраться с правовой квалификацией фрахтования транзитных средств, экономической сущностью, бухгалтерским учетом и налогообложением такого направления деятельности перевозчиков пассажиров и грузов. Что же, не будем терять время, начнем.

Фрахт (нем. fracht) — буквально "груз", фрахтовый рынок — это рынок фрахтования судов, тоннажа.
Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

Правовые нормы

Устав автомобильного транспорта связывает понятие фрахта с:

  • перевозкой груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозкой груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей;
  • перевозкой пассажиров и багажа по заказу;
  • перевозкой пассажиров и багажа легковым такси.

Во всех этих случаях заключается договор фрахтования. Однако его условия различны. Но есть кое-что общее для всех названных случаев. Во всех договорах фрахтования фигурируют лица, являющиеся сторонами данных договоров.

Представим сравнительную таблицу.

Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу

Фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов

Пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования.

Грузоотправитель — лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза.

Читайте также:  Продать авто без птс в москве

Грузополучатель — физическое или юридическое лицо — получатель груза

Фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов

Из таблицы видно, что перевозчик перевозит грузы, пассажиров и багаж из пункта отправления в пункт назначения, а фрахтовщик предоставляет вместимость транспортных средств для перевозок без указания какого-либо определенного маршрута, хотя начальный и конечный пункты назначения в принципе известны. Выделим правовые особенности различных договоров фрахтования.

Фрахтование ТС для перевозки груза. Груз может сопровождать экспедитор, который заключает договор фрахтования с перевозчиком либо не заключает, например, если перевозится мусор для утилизации. Как правило, в такой ситуации оформляется заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки груза. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок грузов. Заказ-наряд составляется в трех экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий вручаются фрахтовщику (водителю). Также третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю. При этом заключение договора фрахтования на перевозку груза не исключает оформления путевого листа, который служит для контроля за работой водителей и эксплуатацией ТС.

Фрахтование ТС для перевозки пассажиров по заказу. Транспортные средства предоставляются для перевозки как определенного, так и неопределенного круга лиц. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров.

В случае если договором фрахтования предусматривается использование ТС для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии). В отличие от регулярных перевозок пассажиров, фрахтование ТС для перевозки пассажиров по заказу для неопределенного круга лиц не подразумевает перевозку согласно установленному расписанию. Хотя на остановочных пунктах должны быть размещены информация в том числе о времени начала и окончания движения ТС по маршруту, а также расписание. Оказывается, причина такого несоответствия формулировок реальному положению дел в том, что пункты посадки (высадки) пассажиров в ТС (из ТС), используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок. Тогда расписание будет отражать информацию, относящуюся не к фрахтованию по заказам, а к обычным перевозкам.

Так же как и при фрахтовании ТС для перевозки грузов, договор фрахтования для перевозки пассажиров по заказу может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление ТС для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком.

Фрахтование ТС для перевозки пассажиров легковым такси. Такая перевозка осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. Перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта РФ, уполномоченный орган которого выдал разрешение на данный вид перевозки. Плата за пользование легковым такси определяется:

  • в виде фиксированной платы (независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им);
  • на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) времени пользования легковым такси, определенных в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.

Фрахтование ТС для организованной перевозки детей. Возможность оформления отношений договором фрахтования в данном случае предусмотрена совсем недавно Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177. Документом установлены повышенные требования к ТС, используемым для перевозки детей. В частности, к таким перевозкам допускаются автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет. Плюс к этому ТС должны соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям, предъявляемым к перевозкам пассажиров, быть допущены в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащены тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Что касается фрахтования, то при организованной перевозке группы детей именно фрахтовщик является лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения. При этом фрахтовщик или фрахтователь (по взаимной договоренности) обеспечивают в установленном порядке подачу заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Госавтоинспекции, а также отвечают за сопровождение организованной группы детей медицинским работником. За назначение в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих отвечает фрахтователь. В его обязанности также входит назначение старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку (при использовании двух и более автобусов).

Понятия "фрахтовщик", "фрахтователь" и "договор фрахтования" используются в значениях, предусмотренных Уставом автомобильного транспорта. При этом фрахтование можно выделить в отдельный вид взаимоотношений, которые оформляются смешанными договорами, содержащими в себе отдельные нормы договора перевозки и договора предоставления ТС в аренду с экипажем. Но не будем углубляться в детали.

Экономическая сущность

Не секрет, что для целей ведения бухгалтерского учета приоритет имеет экономическое содержание перед правовой формой. Это требование содержится как в п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", так и в п. 10 МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки". К сожалению, раскрытию экономического содержания хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни) не посвящены отдельные нормативные акты, за исключением, быть может, экономических словарей. Однако в них в большей степени фрахт рассматривается в контексте перевозки водным транспортом, поэтому правоприменителям ничего не остается, как сформировать собственное понимание (суждение, позицию) экономического содержания фрахтования автотранспортных средств. Для этого логично использовать тезисы Устава автомобильного транспорта, озвученные выше, а также ориентироваться на фактические отношения, складывающиеся при перевозке грузов с сопровождением, пассажиров и багажа по заказу, а также при перевозке пассажиров легковым такси и организованной перевозке детей.

По мнению автора, все перечисленные виды фрахта ТС — это разновидность перевозок грузов и пассажиров соответственно. При этом любая перевозка подразумевает, что есть пункт отправления и пункт прибытия, только иногда они известны заранее, а порой о них становится известно в ходе перевозки. То обстоятельство, что фрахтовщик предоставляет лишь вместимость транспортных средств, не говорит о том, что это имущество используется как-то иначе, не как эксплуатация ТС в качестве участника дорожного движения. В данном случае имеет место перевозка пассажиров и (или) грузов, только оформлена она не как перевозка, а как фрахтование ТС. Напоминаем, речь идет именно об экономической сущности, а не о правовом содержании рассматриваемой операции. Поэтому, хотя правильно говорить "фрахтование ТС", по мнению автора, подразумевать при этом можно перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Читайте также:  Трудовой договор пункт 3 часть 1

Согласитесь, немного непривычно, но вполне логично, так как по международным правилам бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности отражение активов и обязательств, доходов и расходов определяется сущностью операции, а не тем, как она закреплена нормами того или иного национального законодательства. Это делает отчетность понятной, доступной и объективной для всех ее пользователей.

Методология учета

Выделим основные объекты бухгалтерского учета фрахтования ТС:

  • предоставление вместимости транспортного средства фрахтователю для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
  • получение доходов, связанных с оказанием данных услуг фрахтователю;
  • несение затрат на содержание, ремонт и техническое обслуживание ТС, включая расходы на приобретение ГСМ, уплату сборов за право проезда, транспортный налог.

Итак, транспортное средство находится в собственности фрахтовщика и не передается в собственность фрахтователя. Предоставляется лишь во временное пользование вместимость (ее часть) грузового и (или) пассажирского автотранспорта, причем происходит это фактически с оказанием услуг по управлению и технической эксплуатации, тем самым фрахтование с экономической точки зрения аналогично предоставлению ТС в аренду с экипажем. Если с этим согласиться, то нужно вспомнить, что большинство обязательств ложатся на арендодателя (фрахтовщика). Он же получает основные доходы от использования ТС. За фрахтование в течение непродолжительного периода времени фрахтователь не получит основных экономических выгод от использования автотранспорта. Для получения выгоды нужно как минимум эксплуатировать автомобиль годами, а это уже другие взаимоотношения — лизинговые. Поэтому в нашей ситуации актив отражается на балансе фрахтователя (арендодателя) в составе ОС согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств".

Возникает вопрос: нужно ли отражать стоимость ТС в обычном порядке, то есть на счете 01 "Основные средства", или же для этого нужно использовать счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности"? Согласно Инструкции по применению Плана счетов на последнем названном счете обобщается информация о вложениях организации в часть имущества (материальные ценности), предоставляемую организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. В случае с фрахтованием предоставляется вместимость ТС, а не сам актив. Хотя это правовые нюансы, в сущности же, предоставляется автомобиль для перевозки грузов, пассажиров, багажа, детей. И опять же исходя из экономического содержания ТС не просто предоставляется во временное владение и пользование, а на нем еще оказываются транспортные услуги. Все это говорит в пользу того, что ТС в учете фрахтователя отражается как обычное ОС, а не как доходные вложения в материальные ценности.

Перейдем к отражению доходов и расходов, полученных и понесенных в результате предоставления ТС для перевозки по договору фрахтования. Нужно ли в учете и отчетности обособлять данные доходы и расходы от аналогичных показателей, связанных с традиционными перевозками пассажиров и грузов? С одной стороны, в этом может возникнуть необходимость, если транспортное предприятие является многопрофильным и работает в разных направлениях. С другой стороны, в Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте не выделены доходы, полученные от предоставления ТС по договору фрахтования. В качестве выручки поименованы доходы, полученные от перевозок пассажиров, грузов в легковых и (или) грузовых таксомоторах, предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций, сдачи имущества в аренду и т.д. В силу такого разделения доходы, полученные от фрахтования ТС, логично считать выручкой, полученной от перевозок грузов, пассажиров и багажа. Соответственно, в таком же качестве их следует отражать в финансовой отчетности, а точнее, в отчете о финансовых результатах, в котором отражаются совокупная стоимость и себестоимость, формирующие валовую прибыль (см. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н). При желании бухгалтер может детализировать доходы и расходы по направлениям деятельности, если сочтет, что это важно для оценки финансовых результатов работы транспортной компании.

Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Налогообложение

Для налогообложения, в отличие от ведения бухгалтерского учета, нет норм, обязывающих рассматривать операцию исходя из ее экономической, а не правовой сущности. Поэтому чиновники и налоговики не без оснований опираются на правовую характеристику факта хозяйственной жизни. Неудивительно, что чиновники разделяют перевозку грузов и (или) пассажиров и фрахтование ТС.

Налогообложение доходов, полученных от предпринимательской деятельности по передаче в аренду транспортного средства (в том числе с экипажем), осуществляется в рамках иных режимов налогообложения, а не по "вмененке" при перевозке пассажиров и (или) грузов (Письмо Минфина России от 18.11.2013 N 03-11-11/49499). По договору аренды (фрахтования на время) ТС с экипажем арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Исходя из сущности такого договора на арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Поэтому данный вид деятельности не относится к сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов (пассажиров) автотранспортом и не переводится ни на спецрежим в виде уплаты ЕНВД (Письмо Минфина России от 25.06.2013 N 03-11-11/24002), ни на патентную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 15.01.2013 N 03-11-12/02).

Но есть и другое определение, которое чиновники почему-то не принимают во внимание. По договору фрахтования (чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). На основе этого определения сложилась положительная для налогоплательщика арбитражная практика.

Постановление ФАС ВВО от 20.09.2012 N А82-9164/2011. Стороны заключили договоры аренды транспортного средства с экипажем, но фактически ТС не переданы перевозчиком во временное владение и пользование заказчику (арендатору). Последний самостоятельных решений о порядке использования ТС не принимал. Транспортные средства в спорный период могли использоваться перевозчиком и использовались им для осуществления других перевозок, не связанных с рассматриваемыми отношениями. Поэтому уплата ЕНВД с доходов, полученных от предоставления в пользование ТС заказчику для перевозки пассажиров, правомерна.

Постановление ФАС ПО от 12.09.2013 N А06-8814/2012. Арендная плата оценивалась сторонами как среднемесячная стоимость полного отработанного месяца и составляет ориентировочно какую-либо сумму. В итоге плата за выполненные услуги по каждому автомобилю производилась в зависимости от объема оказанных услуг, который определялся с учетом пробега автомобиля. В договорах отсутствуют указания на конкретную сумму оплаты пользования каждым транспортным средством. В то же время такой способ определения цены не свойственен при предоставлении ТС во владение и пользование арендатора, поскольку время простоя в этом случае не может учитываться. Изменяющаяся стоимость услуг характерна не для аренды, а для перевозки. Если фактически автотранспортные услуги по перевозке пассажиров оказывались исполнителем от своего имени, то организация вправе пользоваться преимуществами "вмененки".

Таким образом, читателю следует решить для себя, как квалифицировать отношения и операции по договорам фрахтования ТС для перевозки грузов, пассажиров с правовой, бухгалтерской и налоговой точки зрения, а статья поможет вам в этом.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector