Что такое преференция в закупках

В переводе с латинского слово «преференция» означает «предпочтение». Наше правительство отдает предпочтение товарам и услугам, родина которых — Россия и другие страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Преференции поддерживают отечественного производителя и дают значительные бонусы в виде льгот для таких товаров. Рассказываем, как это работает.

Что мне с ваших преференций?

Иван производит российский товар и участвует в закупке. Саша тоже участвует в этой же закупке, но с товаром, например, из Китая.

Российский товар по умолчанию имеет 15% фору перед иностранным. Поэтому от цены, которую предложил Иван, вычтут эти 15% при рассмотрении заявок. Что-то похожее на демпинг, 15-процентный скачок в цене, только законно.

А когда Иван выиграет эту закупку, то контракт с ним заключат по указанной изначально цене, без вычитания 15%.

Саша немного расстроился, но не потерял надежды и подал заявку на другую закупку. Там он выиграл, но судьба не стала к нему добрее. Потому что контракт на поставку иностранных товаров заключается по цене на 15% сниженной от предложенной.

Льготы разделяют по видам закупок

В 44-ФЗ и 223-ФЗ схема предоставления преференций приблизительно одинаковая. По видам закупок:

— Когда победитель определяется путем соответствия критериям заказчика и лучшей предложенной цене. Например, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Российские товары оцениваются по предложенной цене, сниженной на 15%. Если такой участник выигрывает закупку, то контракт с ним заключается по цене, которую участник предложил в заявке. В таблице можно увидеть, как коэффициент работает.

— Когда победителя выбирают обычным способом – по меньшей цене. Например, аукцион.

Если ваш товар не произведен на территории ЕАЭС, то контракт заключается с 15-процентным понижающим коэффициентом.

Встречаются аукционы, в которых участники опускаются до 0 и начинают сами предлагать деньги заказчику за право заключить контракт. Выигрывает самая высокая цена. Такие закупки чаще всего проводятся в сфере услуг, т.к. всю заработанную в процессе исполнения контракта прибыль победитель оставляет себе. Если участники снижаются до 0, дальше торги идут на право заключения контракта. В таком случае победитель из другой страны заплатит на 15% больше.

Но есть различия

В 44-ФЗ преференции используются, если об этом сказано в закупочной документации заказчика. Есть Перечень товаров. Что это за товары, и как к ним применяются льготы подробно расписано в Приказе Минэкономразвития России от 25.03.2014 №155.

Если ваш товар произведен на территории ЕАЭС (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия) и (обязательно!) входит в перечень из Приказа №155 – такому товару положен понижающий 15-процентный коэффициент, о котором мы говорили выше.

Для получения преференций не забудьте декларировать страну происхождения товаров.

В 223-ФЗ преференции используются всегда по умолчанию (если не попадают под исключения) . Здесь тоже есть главный по преференциям документ — Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925. Специального списка товаров нет.

Приоритет российских товаров устанавливается при всех способах закупки, кроме закупки у единственного поставщика.

Для предоставления приоритета, заказчик должен указать в документации определенные условия и требуемые сведения:

  • требование о декларировании страны производства товаров в заявке;
  • положение об ответственности участников за предоставляемую информацию;
  • сведения о НМЦК каждого товара (работы, услуги);
  • и другие условия, которые полностью отражены в п.5 ПП № 925.
Читайте также:  Подать заявление президенту рф

Когда преференции не предоставляются

Тут условия тоже приблизительно одинаковые. Разница заключается в том, что в 44-ФЗ есть список товаров, а в 223-ФЗ нет. Вот, сравните:

44-ФЗ

  1. В заявках нет предложений о поставке товаров из Перечня, предусмотренного Приказом №155;
  2. В рамках одной закупки предполагается поставка товаров, из которых только часть включена в Перечень Приказа №155;
  3. Закупка признана не состоявшейся;
  4. В рамках аукциона предполагается поставка товаров из Перечня. Победитель аукциона в своей заявке предлагает к поставке товары и российского и иностранного происхождения. При этом стоимость российских товаров больше 50% от общей стоимости всех предложенных товаров;
  5. В рамках конкурса, запроса котировок или запроса предложений предполагается поставка товаров из Перечня. Участник в своей заявке предлагает к поставке товары и российского и иностранного происхождения. При этом стоимость российских товаров меньше 50% от общей стоимости всех товаров.

223-ФЗ

  1. Закупка признана не состоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).
  2. В заявке на участие не предлагают товары российского производства.
  3. В заявке на участие не предлагают товары иностранного производства.
  4. В заявке на участие в конкурсе есть предложение товаров и российского и иностранного производства. При этом стоимость российских меньше 50% от общей стоимости;
  5. В заявке на участие в аукционе есть предложение товаров и российского и иностранного производства. При этом стоимость российских товаров больше 50% от общей стоимости.

Если Ваша заявка содержит и отечественные и иностранные товары, то считайте стоимость каждого и соотношение российских товаров к иностранным. От определенного соотношения в определенном виде закупки зависит – рассчитывать вам на 15-процентную льготу или нет.

Преференции и преимущества в контрактной системе: в чем разница

В широком смысле слова, преференции контрактной системы — это преимущества в отношении цены контракта, которые предоставляются следующим группам участников:

Более подробная информация представлена в таблице.

Учреждения и предприятия УИС
(ст. 28 Закона №44-ФЗ)

Организации инвалидов
(ст. 29 Закона №44-ФЗ) СМП и СОНКО
(ст. 30 Закона №44-ФЗ) Суть
преференции

Если победитель — УИС, цена может быть увеличена по требованию
победителя до 15%, но не более НМЦК.

Если победитель — организация инвалидов, цена может быть увеличена по требованию победителя до 15%, но не более НМЦК. Вариант 1. В закупке участвуют только
СМП и СОНКО.
Вариант 2. Устанавливается требование о
привлечении соисполнителей,
субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ). Когда заказчик
обязан
предоставить
преимущества Закупаются товары, работа или услуги, включенные в
перечень, утвержденный
постановлением Правительства РФ
от 14.07.2014 № 649.

Закупка товаров, работ или услуг из перечня для предоставления преференции инвалидам по 44 ФЗ (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341).

При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от СГОЗ, рассчитанного с учетом требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ, кроме заказа:
1) услуг по предоставлению кредитов;
2) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Способ закупки Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у
единственного поставщика. Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у
единственного поставщика. Вариант 1. Все способы закупки, кроме
закупки у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя).
Вариант 2. Все способы закупки.
Читайте также:  Сопроводительное письмо в ифнс

Преимущества отечественному проиводителю

Кроме вышеперечисленного приоритет имеют участники, которые предлагают товары, произведенные в России или в странах — участниках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Механизм предоставления преимуществ в данном случае реализуется через приказ МЭР от 25.03.2014 № 155. Документ также содержит перечень продукции, на которую распространяется такое правило.

Порядок предоставления преференции (155 приказ) заключается в следующем:

  • при проведении конкурса, запроса предложений и запроса котировок участники, предложившие российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, получают приоритет по критерию «цена контракта». Такое предложение оценивается с применением 15% скидки. При этом контракт заключается по предложенной таким участником изначальной цене;
  • при проведении аукциона стандартным для этой процедуры путем определяется победитель. Затем, если это товар иностранного происхождения, цена предложения будет снижена на 15% и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений.

Подробно об этом мы писали в статье о преференциях.

Обращаем внимание, что оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 в рамках 223-ФЗ производится с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. При этом, в отличие от Приказа МЭР № 155, заказчик самостоятельно определяет перечень товаров, которые получат преимущества.

Налоговые преференции

Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются налогоплательщику, если тот выполняет необходимые условия (ст. 395 НК РФ). Например, участвует в благотворительности. Они бывают:

  • территориальные;
  • отраслевые;
  • срочные;
  • целевые;
  • интравекторные и функциональные.

Например, территориальные направлены на поддержку и развитие определенных территорий, а отраслевые — отраслей производства. Выражаются они в налоговых льготах, сниженной ставке, отсрочке по платежам или полном освобождении от уплаты налогов.

К сожалению, для сферы госзакупок налоговых льгот не предусмотрено.

Преференция: что это значит по 44 ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказ Минэкономразвития от 25.03.2014.

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

  • конкурсе;
  • аукционе;
  • запросе котировок;
  • запросе предложений.

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

  • конкурсных заявок;
  • заявок на запрос котировок;
  • окончательных решений при запросе предложений.
Читайте также:  Раздел жилого дома в 2018 году

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28–30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

  • уголовно-исполнительной системы (УИС).
  • инвалидов (ОИ).
  • малого предпринимательства (СМП).
  • социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).

Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительства утвердило 15.04.2014.

При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

  • конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
  • аукционов;
  • запросов котировок и предложений.

На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector