Что такое спецшкола для детей

Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет. Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе. Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.

Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.

Подростковые проблемы

Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:

  1. Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
  2. Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
  3. Половое созревание и страх перед новым Я.
  4. Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.

В итоге подростку тяжело справиться с новыми бурными эмоциями, и родители должны быть всегда готовы вовремя поддержать ребенка или дать совет. Если же в подростковом периоде на него, помимо трудностей с изменением организма, наваливаются и другие, например, низкая культура родителей, алкоголизм в семье, занятость родителей своими делами или работой, то такая личность может попасть в категорию "трудных". Для таких есть школы-интернаты для трудных подростков.

Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми детьми трудно, следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу — причину такого поведения воспитанника.

В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

Закрытые и открытые школы-интернаты

Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища. Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям. В закрытых же интернатах все намного серьезнее — есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.

Основания отправить подростка в интернат для трудных детей

Основания, чтобы отправить ребенка в спецшколу следующие:

  • совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
  • возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
  • подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.

Центры временного содержания

До заседания суда ребенка могут направить на срок до 30 суток в центр временного содержания. Это происходит в случаях:

  • когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
  • нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
  • если ребенку негде жить;
  • нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве

Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Читайте также:  Семейный кодекс выплата алиментов

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?

Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.

Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков. На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам. Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый круг общения и успешнее социализируются в обществе.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В период переходного возраста дети отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия. Может появиться депрессия, тревога.

Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка — первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае. Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии. Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.

Каких детей обучают в коррекционных школах. Белый список специальных школ.

Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова "нарушение", "коррекционный" применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.

По закону

Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.

Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые "условия". И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.

А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.

Школы особого вида

  • 1 вида — для глухих
  • 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
  • 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
  • 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
  • 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 7 вида — для детей с задержкой психического развития
  • 8 вида — для детей с умственной отсталостью

Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.

Трудный выбор

В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в "обыкновенное" учебное заведение?

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. "Это учителя не умеют его учить" (и они зачастую действительно не умеют). "С ним надо больше заниматься" (да — если знать, как именно). "Надо просто построже спрашивать" (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в "отстающие" не хочется. Да и страшно — вдруг "слабый" старт захлопнет перед ним двери в большой мир?

Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с "проблемными" детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.

Читайте также:  Проверить наличие торговой марки

Что же на другой чаше весов?

Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в "спецшколу" или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами. В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение "я хуже всех". То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность ("Продержаться бы сегодня. сейчас. еще один урок. ") переходит в апатию ("А зачем стараться? Все равно не получается!"). Апатия перетекает в депрессию ("У меня никогда ничего не выйдет!") или протест ("Все плохо? Так пусть будет еще хуже!"). В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют "тотальным регрессом". Уверенность "я — неудачник" остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.

Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа. Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.

Но — клеймо "класса для дураков". Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения ("За кем он будет тянуться?" — спрашивают родители). Наконец — "Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития". Для многих — невыносимо.

Доктор, дай лапу!

В борьбе за будущее подходят все средства. В комплексе. В хороших спецшколах это прекрасно понимают и стремятся по мере возможностей (у частных центров их побольше, у государственных поменьше) уделять внимание не только учебе. Самое простое и эффективное средство для поднятия иммунитета и работоспособности — фитобары с лечебными чаями и кислородными коктейлями — доступно всем. Бассейн, специальная гимнастика и массаж — тоже не редкость. "Конек" 532-й школы — занятия по методу Монтессори. Специалисты из "Святого Георгия" делают ставку на экзотическую пока эвритмию. "Ковчег" обещает арт-терапию и исцеляющее общение с лошадьми — иппотерапию. А еще можно отправиться к "собачьему доктору" в кинологический центр "Ордынцы" на сеанс канистерапии, или к белухе Касперу — на "лечение дельфинами".

Все вместе

Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.

Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.

Казнить нельзя помиловать

Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.

Прямая речь

Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):

"Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный. Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое".

Спецшкола для трудных подростков

Спецшколы — это не только учебные заведения с углубленным изучением математики или французского языка. Это еще и по сути тюремный интернат для подростков до 14 лет. Хотя юридически, конечно, спецшколы относятся не к пенитенциарной системе, а к Министерству образования.

Дело в том, что подростков до 14 лет по закону нельзя отправить в места лишения свободы. Поэтому для совершивших преступления детей своеобразной колонией являются именно спецшколы.

Помню, у нас в 5-м классе учился хулиганистый мальчик. Он грабил малолеток, часто дрался, учителя про него говорили: кончит в тюряге. Как-то он в драке выбил другому пацану глаз. После этого все мы услышали это суровое слово — «спецшкола». Именно туда отправили нашего хулигана.

Читайте также:  Яндекс деньги нужен ли паспорт

Что же такое спецшкола? Официально это заведение называется так — учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. То есть, по сути, интернат. Туда попадают подростки 11-14 лет, совершившие преступные деяния.

До 14 лет в России дети не подлежат уголовному преследованию, хотя законодатели уже много лет лелеют мысль этот возраст снизить, что, в принципе, логично. Преступность молодеет. Сейчас уже встречаются и десятилетние убийцы, и двенадцатилетние сексуальные маньяки. Есть и множество детских банд, которые после совершенных преступлений
не несут никакой уголовной ответственности. Детская и подростковая претупность вполне естественна — в России огромное количество беспризорников.

Спецшкол на всех малолетних преступников катастрофически не хватает. Хотя бывает и так, что спецшкола заполнена на половину своего лимита: уж очень много побегов. Сделать «рывок» оттуда ведь не сложно. Я разговаривал с осужденным, который отбывал наказание в колонии для несовершеннолетних, а до этого провел полтора года в спецшколе. Он поведал, что сбежать из этого места проще простого и давали деру ребята каждую неделю.

По законам зоны

Как рассказывают педагоги этих закрытых заведений, многие их «постояльцы» не умеют читать и писать вовсе. А потому учебный процесс с ними построить практически невозможно. По статистике, 88% выпускников спецшкол впоследствии попадают в тюрьму. С одним из таких, Антоном В., я разговаривал, когда он уже пребывал в СИЗО. В спецшколу он угодил в тринадцатилетнем возрасте за бытовое убийство. Выйдя из нее, он держался год, а потом за разбой угодил уже на «малолетнюю» зону. Ну а сейчас и вовсе на «взросляке». Такая вот карьерная лестница. А все началось со спецшколы. Вот уж действительно подростковые «университеты» перед зоной. И порядки там соответствующие.

В принципе, спецшкола, хоть и не является учреждением, относящимся к тюремной системе, по фату, таковым, безусловно, является. Уже там дети получают базовые зарешеточные знания: собирается там и общак, есть свои авторитеты и «обиженные». Когда в таком нежном возрасте что-то закладывается в голову, то это уж на всю жизнь. Если с «понятиями» в спецшколах все нормально, то вот с охраной таких заведений — все очень плохо. Работают педагогами почти одни женщины, да и не расстраиваются они особо побегам — все равно средств на всех детей не хватает.

Озабоченность большим количеством малолетних преступников, гуляющих на свободе, вылилось у власти не так давно в идею увеличить количество спецшкол. Конечно с одной стороны это правильно. Но в нынешнем виде спецшколы и детские дома—интернаты могут даже больше травмировать психику ребенка, чем улица с ее жестокими законами выживания. Помимо того, что дети с самого раннего возраста живут по законам зоны, так и их педагоги-«вертухаи» порою такие бесчинства вытворяют!

Наверное, раз в полгода возникает тот или иной скандал вокруг педагога садиста, которые регулярно бьют, насилуют, пытают детей. Да и в принципе, учителя не особо большое рвение проявляют к своей работе за смешные деньги. А работа эта крайне тяжела: трудные дети — это не сахар. Во многих исправительных колониях сейчас удалось наладить и бытовые условия, и учебный процесс. Поэтому и в случае со спецшколами стоит начинать именно с этого. А простое увеличение числа школ только наладит конвейерные поставки на зоны юных, но уже грамотных во всех уголовных прибамбасах преступников.

Возможно, действительно стоит снизить и возраст наступления уголовной ответственности для малолетних преступников. Ведь спецшкола рождает у них чувство безнаказанности: что ни соверши, даже убийство, ничего тебе не будет. Такое чувство вседозволенности ведь остается на всю жизнь, вот что страшно. В данном случае уместно вспомнить знаменитое дело Аркадия Нейланда. Оно прогремело на весь Советский Союз.

Единственный случай в истории, когда несовершеннолетнего убийцу приговорили к расстрелу и привели в исполнение. Этот подросток курил с 4 лет, с 7 состоял на учете в детской комнате милиции, воровал, пил. В день своего пятнадцатилетия Нейланд зверски убил женщину и ее двухгодовалого сына. Цель убийств — налет на зажиточную квартиру. Идею почерпнул из газеты «Известия», где были опубликованы похождения известного в те времена мокрушника Владимира Ионесяна по кличке Мосгаз. На трупе женщины потом обнаружили 17 рубленых ран, 32 кровоподтека и 33 ссадины. На вопрос следователя: зачем Нейланду понадобилось убивать еще и двухлетнего мальчика, убийца пожал плечами: «Когда женщина закричала, ребенок проснулся и стал громко плакать. Я на него разозлился и сначала оглушил, а потом бил по голове топориком, пока он не замолчал».

После убийства Нейланд спокойно залез в холодильник и вкусно пообедал. А выручка с ограбления составила всего 57 рублей. Задержали Аркашку по ориентировке в Сухуми. Его, несмотря на несовершеннолетие, приговорили к расстрелу. Мировая общественность возмущалась: как так, что за нравы в СССР, когда казнят псдростков?! Но генсек Никита Хрущев подтвердил приговор своим приказом.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector