Юридико технические ошибки это

Указ президента №763 от 23 мая 1996г. о порядке опубликования и вступления в силу актов президента, правительства и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Закон от 14.06.94г. №5-ФЗ о порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат федерального собрания. Закон о государственной тайне.

Изучение эффективности законодательных актов связано с решением двух групп проблем:

1)определение самого понятия эффективность законодательных актов и её критерии.

2)установление методов измерения эффективности.

1 подход – эффективность законодательства – то эффективность его действия, авторы Самойщенко и Никитинский. Эффективность нормы права – это отношение между результатом действия нормы и той целью ради которой она принята.

2 подход – Пашков и Явич, критикуют первую позицию: здесь смешивается эффект действия нормы с её социальной эффективностью. Социальная эффективность – это достижение только объективно необходимого и социально полезного результата. Кроме того цель может быть достигнута и вне действия нормы. Тогда будет иметь место мнимая эффективность.

Пашков и Явич обращают внимание на такой момент, как достигается цель, т.е. при помощи каких средств и затрат. Затраты могут быть не только материальные, но и выражаться в виде человеческой энергии или времени, а также могут быть моральные затраты. Социально – эффективной признаётся норма, которая соответствует объективным потребностям развития общества, предусматривает оптимальный вариант поведения, требуемого для достижения цели, реально обеспечивает наступление фактического результата соответствующего цели. Если цель нормы определена верно, и найден оптимальный путь её достижения, то степень эффективности будет зависеть от следующих факторов:

1)насколько она точно соблюдается и насколько действенна ответственность за её нарушение.

2)при наличии точных статистических данных о количестве правонарушений и рецидивов можно выявить результативность нормы. Высокий процент нарушений и рецидива свидетельствует о низкой эффективности нормы.

3)на эффективность влияют и социальные факторы, которые необходимо вычленять для учёта. Это производится путём правового эксперимента, но результат всегда имеет погрешность. С=А-ВК, где С – показатель эффективности, А – результат действия нормы, Б – первоначальное состояние и К – произведённая затрата. Третий фактор – правильность определения цели или масштаба поведения. Цель нормы может достигаться, а социально полезного результата нет или наоборот масштаб поведения соблюдается, а цель не достигается ГОСТ №238.

Юридическая эффективность нормы права – соответствие поведения адресатов правовой нормы с требуемым поведением, указанным в норме. Социальная эффективность находится вне непосредственной сферы правового регулирования и представляет собой условия, в которых осуществляется эффективное действие нормы.

Условия, обеспечивающие эффективность действия законодательства:

1)условия, относящиеся к самой норме.

2)условия, относящиеся к деятельности правоприменительных органов.

3)условия, связанные с особенностями правосознания и поведения граждан.

Юридические ошибки.

Ошибка – это оплошность, погрешность в поведении, которую можно было бы не допустить, если бы субъект был более внимателен и осмотрителен.

Ошибки в законотворчестве – это не правильные действия нормотворческого органа, совершенные по добросовестному заблуждению, повлекшие неблагоприятные социальные и юридические последствия (Баранов).

Лисюткин: ошибка в правотворчестве – это обусловленный преднамеренными или не преднамеренными действиями субъектов правотворчества негативный результат, препятствующий его эффективной работе и принятию высококачественного нормативного акта.

Виды ошибок в правотворчестве (законодательстве):

Лисюткин выделяет ошибки по стадиям законодательной работы:

1)ошибки совершённые в ходе реализации права на законодательную инициативу.

2)ошибки, допущенные в ходе обсуждения законопроекта.

3)ошибки, имевшие место при принятии законопроекта.

4)ошибки, обнаружившиеся при опубликовании и вступлении в силу принятого законопроекта.

1)концептуальные ошибки. Правоведение и другие науки содержат необходимый уровень знаний, а законодатель не смог их усвоить и верно отразить концепции законопроекта.

2)юридические ошибки – являются следствием не соблюдения требований законодательной техники.

3)логические ошибки – являются результатом не соблюдения правил логики.

1)ошибки, связанные с нарушением правил формирования содержания законов (концептуальные ошибки, пробелы в законе, избыточность информации).

2)ошибки, связанные с нарушением правил структурирования закона, т.е. когда часть существует вместо раздела.

3)ошибки, связанные с нарушением логических правил (коллизии).

4)ошибки, связанные с нарушением языковых правил (нарушение стиля).

5)ошибки, связанные с нарушением формальных правил (не правильное указание реквизитов).

6)ошибки, связанные с нарушением процедурных правил (принятие законопроекта без заключения правового управления государственной думы).

Ошибки в правоприменении.

В отраслевых науках ошибки:

2)ошибки, возникшие на стадии предварительного расследования.

Нормативные акты предусматривают меры по преодолению ошибок. Можно оспорить не правомерный акт, прекратить или изменить правоотношение, признать оспоримую сделку недействительной.

Тема: Планирование законопроектной деятельности.

В процессе радикального реформирования общественных отношений многообразие предложений об обновлении законодательства может привести к хаотичности законотворчества. Это заставляет осуществлять планирование законопроектной деятельности, выделять приоритетные законопроекты и устанавливать примерные сроки, их рассмотрения на разных этапах.

Первые планы: законопроектные работы появились во время работы верховного совета России. В 90-93 годах они представляли собой перечни законопроектов, которые предполагалось разработать в первую очередь и составлялись на основе предложений всех субъектов права законодательной инициативы. Включение проектов в перечень побуждало комитеты верховного совета вести организационную и аналитическую работу. Так проводился сбор информации о состоянии правового регулирования в данной сфере и о зарубежной практике. С принятием конституции 1993г. была создана комиссия законодательных предложений при президенте РФ. Комиссия провела инвентаризацию и анализ тех проектов, которые разрабатывались в верховном совете и не были приняты им в окончательной редакции.

1)резкое увеличение законодательных предложений с принятием новой конституции.

2)коренное реформирование жизни общества во всех сферах, закреплённое конституцией 1993г.

3)отсутствие у существенной части депутатов организационного опыта и практики работы в подобных условиях. Планирование было введено в практику государственной думы, начиная с осенней сессии 1994г. и осуществляется по сей день в соответствии с регламентов государственной думы. Создаётся примерная программа работы государственной думы на текущую сессию, утверждаемая на одном из её первых заседаний. Примерная программа может дополняться в течении сессии. Обычно это бывает связано с внесением президентом или правительством приоритетных законопроектов. Перечень приоритетных законопроектов дополнительно объединятся по содержанию в 6 тематических блоков.

Само понятие приоритетный законопроект означает не только его срочное или внеочередное рассмотрение на пленарном заседании государственной думы, сколько то, что палата должна обратить особое внимание на процесс его подготовки. Главная задача планирования: воздействовать на формирование согласованного и полного массива законодательства. Здесь необходимо определить не только содержательные приоритеты законопроекта, но и обеспечить их подвижность в соответствии с меняющимися общественными потребностями.

Критерии при планировании: системность и полнота законодательства. В настоящее время планирование работы государственной думы осуществляется на различные периоды на сессию, на месяц и на очередное заседание.

Читайте также:  Правила выписки из частного дома

Участие в законопроектной деятельности правительства РФ: планы законопроектной деятельности правительства формируются в соответствии с программами социально – экономического развития страны.

Проекты законопроектной деятельности правительства разрабатываются министерством юстиции с привлечением института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ на основе предложений федеральных органов исполнительной власти. В проекты планов с приложением концепции и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов после предварительной экспертной оценки вносятся министерством юстиции правительство РФ.

Тема: Экспертиза.

От латинского означает опытный или исследование специалистом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства, результаты такого исследования оформляются в виде заключения.

1)в зависимости от субъекта его осуществляющего:

— международная экспертиза (если проводится мед учреждениями исследования).

2)в зависимости от органа в полномочия которого входит назначение экспертизы (гос. дума, советы или комитеты гос. думы, президент РФ и иные субъекты).

3)в зависимости от области знаний, к которой относится исследуемый предмет экспертизы.

По сложности законопроекта: биологическая, искусствоведческая, историческая, лингвистическая, медицинская, медико – социальная, научная, правовая, техническая, финансовая, экономическая, экологическая, этнографическая.

По сложности законопроекта: комплексная и специализированная. Комплексная экспертиза проводится по законопроектам, которые касаются нескольких сфер правового регулирования. В комплексной экспертизе участвуют специалисты специализирующиеся в одной области.

4)в зависимости от степени подготовленности законопроекта к его рассмотрению: м.б. предварительная экспертиза, повторная, дополнительная.

Финансовая экспертиза законопроектов.

Проводится счётной палатой, в отношении проектов федерального бюджета, а также законов и иных н.п.а., затрагивающих вопросы финансов РФ (закон о счётной палате). Финансовая экспертиза может проводиться также и центральным банком.

Предполагает определение корректности, содержащиеся в законопроекте проблемы, касающихся всех или отдельных сторон социально – экономической жизни общества и путей её решения. Оптимальности соотношения расходов государства на различные потребности со сроками их окупаемости.

Проводится по всем законопроектам вне зависимости от того каких сфер жизни касается законопроект.

Лингвистическая экспертиза. Она тоже является обязательной, но в отличие от всех видов экспертиз там не пишется заключение (экспертное заключение не составляется). В ходе экспертизы осуществляется редакционная правка, техническая доработка, в ходе которой уточняются слова и словосочетания, исправляется текст в соответствии с правилами орфографии, синтаксиса и пунктуации.

Научная экспертиза – она осуществляется научными институтами, высшими учебными заведениями, ведущими учёными. Научная экспертиза осуществляется по наиболее сложным законопроектам, когда необходим высокий уровень профессиональных знаний, особенно при решении комплексных проблем.

Принципы (требования) к экспертизе:

2)профессионализм лиц, осуществляющих экспертизу.

3)независимость экспертов, объективность, самостоятельность в определении выводов, 4)ответственность экспертов за полноту анализа законопроекта.

Содержание правовой экспертизы:

1)правовую оценку формы акта и его содержание (необходимо ли писать закон или хватит подзаконного н.п.а.).

2)определение соответствия проекта документа Конституции и законодательству РФ, а также установление не противоречия с актами принятыми ранее.

3)определение соответствия проекта документа материалом и документом, являющимся основанием их разработки.

4)включает проверку соответствия акта или документа требованиям юридической техники.

5)оценка соответствия содержания документа федеральному законодательству включает в себя рассмотрение:

А)цели и задач правового акта.

Б)предмета правового регулирования, т.е. тех общественных отношений, которые регулируются соответствующим актом.

В)компетенции органа, принимающего акт.

При оценке требования юридической техники:

— анализируется наличие набора реквизитов.

— логика и структура текста.

— правильность использования юридической терминологии.

В заключении по результатам экспертизы, даётся оценка по каждому отдельно взятому законопроекту. Экспертиза считается проведённой, если исследование законопроекта проведено полностью и выявлены все его недостатки. Если исследование показало, что замечаний нет. Отсутствие замечаний не исключает необходимость составления заключения, в котором указывается на соответствие законопроекта установленным требованиям.

Что такое правила юридической техники

С каждым годом качество работы субъектов муниципального нормотворчества снижается. Часто причина в том, что разработка муниципальных актов происходит без базового шаблона — модельного муниципального правового акта. В муниципалитетах поселенческого уровня к этой проблеме добавляется отсутствие квалифицированных специалистов. В результате разработчики нарушают правила юридической техники. Появляются некорректные муниципальные правовые акты, которые становятся предметом прокурорского реагирования. Органы прокуратуры могут опротестовать противоречащие закону муниципальные акты, внести представление об устранении нарушений закона (ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1).

Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу разработки нормативно-правовых актов. Правила основаны на методах юридической техники — общих требованиях к процессу разработки. На федеральном уровне сегодня отсутствует правовое регулирование вопросов, связанных с юридической техникой, требованиями к содержанию, оформлению, стилистике нормативного правового акта. В этой статье мы рассмотрим методы, средства и приемы, которые основаны на правоприменительной практике и помогут в подготовке понятных и эффективных нормативно-правовых актов.

Соблюдайте четыре основных принципа при подготовке муниципальных правовых актов.

1. Наименование проекта муниципально-правового акта должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования.

2. Излагайте содержание муниципального нормативно- правового акта последовательно, юридически точно. Исключите возможность двусмысленного толкования.

3. Задачи, поставленные в муниципальном нормативно-правовом акте, должны быть конкретными, обеспеченными необходимыми материальными и финансовыми ресурсами и не должны противоречить действующему законодательству.

4. Текст муниципального нормативно-правового акта не должен содержать грамматических и лексических ошибок.

Рассмотрим типичные нарушения правил юридической техники, которые допускают разработчики и наиболее часто выявляют органы прокуратуры.

НА ЗАМЕТКУ:

Три группы правил юридической техники

Правила

Примеры

Правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм

Правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов

Правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познания контекста разрабатываемого акта

1. В тексте проекта есть устаревшие формулировки, даны не законодательные определения

Нередко при подготовке проектов муниципальных нормативно-правовых актов их разработчики используют понятия (термины), которых действующее законодательство уже не содержит.

ПРИМЕР 1. В некоторых муниципальных нормативных правовых актах встречаются формулировки из конца 90-х годов прошлого века: «граждане поселения», «граждане района», «граждане городского округа». Вместе с тем Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗсодержит формулировки не о гражданах, а о жителях муниципального образования. Термин «гражданин» — производное от термина «гражданство». Поэтому употреблять его можно только с указанием страны гражданства. Например, «гражданин Российской Федерации». Но если речь идет о жителях муниципального образования, используйте термин «житель поселения (района, городского округа)».

Не используйте устаревшие термины и понятия. Понятия, термины, определения терминов, которые вы даете в муниципальном нормативном правовом акте, не должны отличаться от понятий, используемых в действующем федеральном и региональном законодательстве.

Читайте также:  Размер военной ипотеки по годам

2. Новый акт не отменяет устаревшие нормативные акты

Когда муниципальный правовой акт утрачивает юридическую силу, то же самое происходит с актами (отдельными их положениями), которыми в него были внесены изменения. Между тем иногда при подготовке нового проекта разработчики забывают о том, что положения прежнего муниципального правового акта несколько раз менялись.

ПРИМЕР 2. В период с 2006 по 2010 год муниципальный комитет Приморского края три раза вносил изменения в свой регламент, утвержденный решением от 02.03.2005 № 34. В проекте нового регламента разработчики указали, что со вступлением его в силу утратившим силу признается только решение от 2005 года. В 2011 году в поселении вступил в силу новый регламент муниципального комитета. При этом сохранили юридическую силу все три решения, которыми вносились изменения в прежний регламент. Прокуратура потребовала устранить нарушения закона.

При принятии нового нормативно-правового акта отмените (признайте утратившим силу) не только старый акт, но и акты, которыми вносились изменения в отмененный акт.

3. В проекте есть ссылки на недействующие нормативные правовые акты

Ссылки в нормативном акте на недействующие нормативные акты — грубое нарушение, которое прокуратура выявит при первой же проверке.

ПРИМЕР 3. Глава сельского поселения (сумона) представил на государственную регистрацию устав со ссылками на закон Республики Тыва от 10.07.2003 № 325 ВХ-I, который признан утратившим силу.

Ссылайтесь в тексте муниципального акта только на действующие нормативные документы.

4. Отсутствуют, не полностью или неверно указаны реквизиты акта

Если реквизиты неверные или отсутствуют, у правоприменителей возникнут трудности в поиске нормативного правового акта. Поэтому не забывайте указывать обязательные реквизиты:

  • наименование нормативно-правового акта (форму акта);
  • название акта (заголовок);
  • наименование органа, принявшего акт;
  • дату и номер акта;
  • дату и срок вступления акта в силу;
  • место принятия (подписания);
  • фамилию и должность лица, подписавшего акт.

Не сокращайте в проекте акта реквизиты документов, названия министерств и ведомств

Не рекомендуем сокращать в проекте акта реквизиты документов, названия ведомств и т. д. Указывайте их полностью.

ПРИМЕР 4. Не используйте сокращение «ФЗ-131» вместо «Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“». Неверно указывать «РТ» вместо «Республика Татарстан», «Минюст РФ» вместо «Министерство юстиции Российской Федерации».

5. Названия органов и учреждений не соответствуют их официальным наименованиям

Сегодня часто одни министерства упраздняются, другие меняют свои официальные наименования. Поэтому ссылки на реорганизованные или уже несуществующие органы государственной власти нередко встречаются в муниципальных нормативных правовых актах и их проектах.

Пример 5. Во многих муниципальных нормативно-правовых актах при ссылке на акты Минтруда его до сих пор обозначают как «Министерство труда и социального развития». Между тем это министерство сегодня носит название «Министерство труда и социальной защиты РФ» (Указ Президента от 21.05.2012 № 636).

Не забывайте сверять названия органов, министерств, ведомств, учреждений, которые используете в проекте муниципального нормативного правового акта, с их официальными наименованиями.

6. Нарушена структура текста муниципального акта

Муниципальный нормативный правовой акт может включать разделы, части, статьи. Нарушение структуры текста муниципального акта чаще всего возникает при внесении в него изменений.

ПРИМЕР 6. Муниципальный правовой акт дополнил часть 3 статьи 8 устава муниципального образования пунктом 4. Однако при анализе устава в актуальной редакции выяснилось, что часть 3 статьи 8 не имеет пунктов.

Чтобы исключить нарушения, помните следующее. Статья подразделяется на части, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты подразделяются на абзацы, каждый из которых начинается с новой строки и отступа.

Не рекомендуем менять нумерацию глав, статей, частей статей, пунктов муниципального акта при внесении изменений в него. Если дополняете структурный элемент муниципального акта новыми положениями, то новые структурные единицы обозначайте цифрами, помещаемыми после основных цифровых обозначений. Например, если в части 5 статьи 1 содержится пункт 3, предусмотрите пункт 3.1. Но если вносите дополнения в конец структурного элемента муниципального правового акта, просто продолжите нумерацию.

7. Текст содержит грамматические и орфографические ошибки

В текстах муниципальных актов часто встречаются лингвистические ошибки: грамматические, орфографические, пунктуационные. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы (слова, словосочетания или предложения), нарушение какой-либо грамматической нормы. Примеры грамматических ошибок: «заплатить за квартплату», «удостоен наградой». Офографическая ошибка — это неправильное написание слова. Такие ошибки разработчики документов допускают в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другой согласной) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях.

Как повысить качество разрабатываемых муниципальных актов

Чтобы разработать качественный муниципальный нормативный правовой акт, придерживайтесь следующих рекомендаций.

1. Вовлекайте в процесс муниципального нормотворчества только квалифицированных специалистов: юристов, лингвистов, а для подготовки отраслевого акта (например, в сфере ЖКХ) — специалистов данной отрасли.

2. Постоянно повышайте квалификацию специалистов, которым поручаете подготовку проектов муниципальных правовых актов. Отправляйте их на курсы, лекции, семинары, дайте возможность пройти практику, позволяющую применять полученные знания, под контролем профессионалов законотворческого процесса.

3. Внедряйте в процесс муниципального нормотворчества модельные муниципальные правовые акты. Такие акты носят рекомендательный характер, органы местного самоуправления не обязаны их применять. Модельный акт полезен тем, что содержит типовые нормы и служит образцом для разработчиков муниципальных актов. Нередко он бывает универсальным и всесторонне проработанным, так что специалистам нужно лишь вставить в текст данного модельного акта наименование своего муниципалитета. Но все же не рекомендуем ограничиваться только этим. Адаптируйте модельный акт полностью с учетом специфики вашего муниципального образования.

4. Обменивайтесь опытом с другими муниципальными образованиями. При разработке собственных муниципальных актов органы местного самоуправления нередко берут за основу аналогичные документы соседних муниципалитетов. Прежде чем использовать «чужой» акт, проведите юридическую экспертизу. Убедитесь, что в правовом акте, который вы берете за основу, нет нарушений правил юридической техники.

ВАЛЕНТИНА ГУЛИДОВА, председатель муниципального комитета Сибирцевского городского поселения Приморского края

Сорокина Юлия Васильевна

аспирант 1 года обучения ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Обсуждая вопрос о юридико-технических ошибках, допущенных отечественным законодателем в статье 244 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года (далее — УК РФ), предусматривающей уголовную ответственность за надругательство над телами умерших и местами их захоронений, необходимо первоначально определиться с тем, что такое юридическая техника и в чем ее смысл.

Известно, что юридическая техника (от греч. Juris— право и techne— искусство, мастерство, ремесло, умение) — это совокупная связь определенных правил, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, так и при претворении их в жизнь [18, с. 93]; система знаний о правилах осуществления юридической деятельности, образующая методологию практического сознания права [8, с. 19]. Юридическая техника реализуется в различных формах, таких, как правотворческая (нормотворческая), правореализа­ционная, правоприменительная и правоинтерпретационная. При этом правотворческой считается техника рационального логически последовательного осуществления властными органами специальной творческой интеллектуальной деятельности по оценке правовых потребностей общества и словестно-документальному закреплению в нормативно-правовых актах различных моделей правового регулирования общественных отношений, обладающих способностью менять их существующую систему [10, с. 7]. В зависимости от вида нормативно-правовых актов в соответствии с их существующей иерархической структурой правотворческая техника подразделяется на законотворческую и технику создания, изменения, дополнения и отмены подзаконных нормативно-правовых актов (постановления Правительства РФ, инструкции министерства и т. д.).

Читайте также:  Срок исковой давности по краже

Одним из важнейших элементов законотворческой техники является логический элемент, который представляет собой совокупность правил применения законов логики и логических конструкций (в виде аксиом, презумпций, фикций) при законодательном конструировании нормативно-правовых предписаний. В частности, согласно 1-му закону логики — закону тождества, содержание всякой мысли в процессе рассуждения должно быть одним и тем же, постоянным, тождественным самому себе [1, с. 3].

1.В области законотворческой деятельности соответствие текста данному закону предполагает, например, что указание на какой-либо объект во множественном числе требует такого и в действительности. Однако законодательная формулировка части 1 статьи 244 УК РФ такова: «Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначен­ных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминове­нием». Исходя из текста ст. 244 УК РФ, возникает вопрос о том, каково должно быть количество мертвых тел, мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением и в действительности ли уголовно-правовое предписание требует наличия перечисленных объектов во множественном числе. По всей вероятности ответ на данный вопрос должен быть отрицательным. В противном случае правоприменительная практика по ст. 244 УК РФ будет доведена до абсурда — невозможность возбуждения уголовного дела при совершении надругательства лишь над одним телом умершего, одной могилой и т. д. Однако использование законодателем при формулировке данного уголовно-правового предписания синекдохи, которая является разновидностью метонимии, основанной на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного соотношения между ними (употребления множественного числа имен сущест­вительных в значении единственного числа, т.е. наименования единичного объекта во множественном числе), является примером логи­ческой юридико-технической ошибки, которая влечет возникновение проблем в процессе правоинтерпретационной деятельности. Необхо­димо обратить внимание на то, что многие авторы под надругательством над телами умерших понимают глумление над телом человека, обнажение или расчленение трупа, извлечение трупа из могилы, внедрение в тело умершего различных предметов, в покрытии тела нечистотами и т. д. Таким образом, представители уголовно-правовой науки стоят на позиции того, что для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 244 УК РФ, достаточно совершения надругательства над одним телом [11, с. 245—246; 12.; 13; 14; 15, с. 440; 16, с. 404; 17, с. 573; 3; 4.; 5].

В этой связи хотелось бы согласиться с представителями уголовно-правовой науки, предлагающими редакционно изменить диспозицию части 1 статьи 244 УК РФ, изложив ее следующем образом: «Надругательство над телом умершего либо уничтожение, повреждение или осквернение места захоронения, надмогильного сооружения или кладбищенского здания, предназначенных для церемонии в связи с погребением умершего или его поминовением» [9, с. 41]. Следова­тельно, и название самой статьи также необходимо изменить на следую­щее: «Надругательство над телом умершего и местом его захоронения».

2.Анализ ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации позволяет утверждать, что в нарушении 1-го закона логики при формулировке уголовно-правовых предписаний законодатель также использует термины-синонимы: «надругательство — осквернение». В толковом словаре русского языка слово «надругательство» означает оскорбительное, грубое издевательство, кощунство [7, с. 389]. Слово «осквернение» означает «нарушить чистоту чего-либо, лишить святости, подвергнуть поруганию, оскорбить, унизить, запятнать чем-либо» [6, с. 729]. В связи с совпадением содержания данных понятий, которые различаются лишь оттенками значения, представляется, что наиболее целесообразнов тексте статьи 244 УК РФ оставить только одно из этих понятий, а диспозицию части 1 статьи 244 УК РФ редакционно изменить, изложив следующим образом: «Незаконные действия над телом умершего либо уничтожение, повреждение или осквернение места захоронения, надмогильного сооружения или кладбищенского здания, предназначенных для церемонии в связи с погребением умершего или его поминовением». Тем самым, использование синонимов позволяет избегать лексических повторов в тексте. Однако «боязнь» повторов не актуальна для текста выполненного в официальном стиле нормативно-правовых актов. Поэтому законодатель не должен забывать о логических правилах законотворчества и не вносить в текст словесных форм, порождающих определенные трудности для правоприменителя.

Список литературы:

  1. Иванов Е.А. Логика: учебник / Е.А. Иванов. — М.. 1996. — 3 с.;
  2. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. М. Эксмо, 2007. — 28 с.;
  3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / отв.ред. В.М. Лебедев.: — М., Юрайт, 2007.;
  4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.А. Чекалин, — М.: Юрайт, 2007.;
  5. Комментарий к Уголовному кодексу российской Федерации / отв. ред. В.Т. Томин: — Н.Новгород, 2010.;
  6. Кузнецов С.А. Толковый словарь русского языка: СПб, НОРИНТ, 2000. — 729 с.;
  7. Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ», 1992. — 389 с.;
  8. Панько К.К. Методология и теория законодательной техники уголовного права России: Мн.: Воронеж, 2004. — 19 с.;
  9. Тихонова С.С. Уголовно-правовое регулирование посмертного и прижизненного донорства в Российской Федерации: Мн. Нижегородский госуниверситет., 2002.;
  10. Тихонова С.С. Юридическая техника в уголовном праве: курс лекций. Н. Новгород: ДЕКОН, 2008.;
  11. Уголовное право Часть особ.: Учебник / ред. Л.В. Иногамова-Хегай.: — М.: Инфра-м. 2006.;
  12. Уголовное право России. Части общая и особенная: Учебник / ред. А.И. Рарога — М.: Проспект. 2007.;
  13. Уголовное право России. Часть особ.: Учебник / отв. ред. Игнатов А.Н.: М.: Норма. 2006.;
  14. Уголовное право России. Часть особ.: / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Коммисарова — М., 2002.;
  15. Уголовное право Российской Федерации.: Учебник. / Л.В. Иногамова-Хегай, А.И. Рарог, А.Н. Чучаев — М., Инфра-м, 2006.;
  16. Уголовное право России части общая и особенная.: Учебник / А.И. Рарог, Г.А. Есаков, В.П. Степанин, А.И. Чучаев, — М.: Проспект., 2007.;
  17. Уголовное право России: Учебник для вузов т. 2 особ. Часть / А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков, — М.: Норма, 2005.;
  18. Энциклопедический юридический словарь / отв. ред. О.Г. Румянцев, В.Н. Додонов. — М.. 1996. — 93 с.
Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector