Права и обязанности граждан лнр

Тема: Права и обязанности граждан Луганской Народной Республики

Цель:

  • дать учащимся представления о правах и обязанностях граждан ЛНР, на какие группы они подразделяются, объяснить, что нет прав без обязанностей;
  • развивать умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли;
  • воспитывать активную гражданскую позицию и правовую культуру и сознания.

Тип урока: усвоение новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Права и обязанности граждан Луганской Народной Республики"»

Тема: Права и обязанности граждан Луганской Народной Республики

дать учащимся представления о правах и обязанностях граждан ЛНР, на какие группы они подразделяются, объяснить, что нет прав без обязанностей;

развивать умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли;

воспитывать активную гражданскую позицию и правовую культуру и сознания.

Тип урока: усвоение новых знаний

Изучение нового материала

Как вы помните, мы уже с вами знакомились с Конституцией ЛНР, которая является сегодня действующим основным законом государства.

Конституция Луганской Народной Республики — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории ЛНР политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Но это было не всегда так. Как вы знаете из курса истории, многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку.

Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Его стали тревожат вопросы о правах человека.

Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека.

Если соблюдать в точности всё, что предложено ею, то на Земле возможно прекратятся хаос, кошмар и неразбериха.

Работа со статьями Главы 2. «Защита прав и свобод человека и гражданина» Конституции ЛНР.

Учащимся было предложено опережающие задания, они должны были разделится на пять групп прав человека, обязанности граждан и обязанности учащихся и подготовить сообщения.

Заслушивание выступления групп.

Физкультминутка (проводится в середине выступлений)

Закрепление изученного материала

Учащимся предлагается ряд игр для закрепления изученного материала.

Я задаю вопросы. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит Конституции, говорим: «Нет!».

ЛНР – наша республика? Да!

Имеет ли человек право на жизнь? Да!

Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? Да!

Можно ли человека обращать в рабство? Нет!

Можно ли относиться к человеку жестоко? Нет!

Защищён ли человек законом? Да!

Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? Да!

Можно ли без разрешения войти в жилище человека? Нет!

Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? Да!

Имеет ли человек право на образование? Да!

Может ли человек владеть имуществом? Да!

Имеет ли человек право на социальное обеспечение? Да!

Можно ли запретить свободный выбор труда? Нет!

Защищает ли закон материнство и младенчество? Да!

Имеет ли право человек принимать участие в управлении государством? Да!

Игра «Сказка ложь, да в ней намек…»

В этой игре вам нужно определить права сказочных героев.

Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? (право на свободу передвижений).

Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? (унижение достоинства личности).

Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? (право на отдых).

А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (право на труд).

Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы? (неприкосновенность жилища).

Игра «Угадай сказку»

В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Узнали о документах которые гарантируют права человека, о правах человека, что они делятся на пять групп.

Но самое главное мы выяснили, что нет прав без обязанностей, а обязанности не могут существовать без прав.

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свою оценку за работу на уроке.

Домашнее задание подготовить кроссворд «Права и обязанности»

Нормы этой главы регулируют общественные отношения, связанные с государственной организацией общественного устройства. Из теории государства и права известно, что общественный строй (устройство) любого государства характеризуется экономическими, политическими, социальными общественными отношениями, лежащими в основе этого строя.

Общественные отношения регулируются нормами всех отраслей национального законодательства, а наиболее важные, коренные, имеющие принципиальный характер, – нормами конституционными. Исходя из этого, юридическая наука под основами конституционного строя понимает совокупность конституционных норм, закрепляющих основы общественного устройства государства.

Конституции различных государств по-разному закрепляют основы конституционного строя. В большинстве конституций нет прямого закрепления этих основ (США, Франция, Великобритания), хотя нормы, закрепляющие основы строя, содержатся в статьях, посвященных регулированию системы высших органов власти, правового положения граждан. В отдельных конституциях имеются главы, закрепляющие основные принципы (Италия), которые устанавливают конституционные основы общественного строя. Такие же основы закреплены, например, во вводной главе Конституции Испании, которая называется «Общие положения». В части первой этой Конституции «Об основных нравах и обязанностях» содержится третья глава – «О руководящих принципах социальной и экономической политики». В Конституции Бразилии есть части, именуемые «Экономический и финансовый строй»

Читайте также:  Сроки амортизации жилых домов

В сфере экономических основ общественного строя конституции регулируют тип собственности и статус ее отдельных форм, отношения, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ, а также принципы руководства и управления экономикой.

В сфере социальных основ общественного строя в конституциях регулируются социальные отношения, а в многонациональных федеративных государствах и межнациональные отношения. В эту группу входят также отношения: между трудом и капиталом; государством и личностью, отношения по поощрению и охране брака и семьи; в области экологии, здравоохранения, социального обеспечения и культуры.

В сфере политических основ общественного строя конституции регулируют общественные отношения, возникающие и развивающиеся по поводу осуществления государственной власти в обществе через специально создаваемые для этого политические организации, которые в совокупности образуют механизм политической власти (политическую систему).

Общественный строй является предметом изучения всех общественных и юридических наук. Предметом конституционного права выступают лишь те общественные отношения, которые закреплены нормами конституционного права, то есть основы конституционного строя Луганской Народной Республики.

Основы конституционного строя Луганской Народной Республики закреплены в первой главе Временного Основного Закона (далее – Конституции) 2014 г.

Луганская Народная Республика (далее – ЛНР) является демократическим, правовым, социальным государством. Демократический характер ЛНР проявляется в том, что согласно ст. 2 Конституции источником власти в ЛНР является ее народ. Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, – подчеркивается в ч. 2 ст. 2 Конституции, – осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 2 Конституции).

В число конституционных основ ЛНР включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными. Государственную власть в Луганской Народной Республике осуществляют Глава Луганской Народной Республики, Народный Совет Луганской Народной Республики – парламент Луганской Народной Республики, Совет министров Луганской Народной Республики — Правительство Луганской Народной Республики, образуемые в соответствии с настоящей Конституцией. Из этой формулировки вытекает, что на современном этапе развития ЛНР её Глава выведен из системы исполнительной власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. В Луганской Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспечиваются реальные права и свободы. Этот признак закреплен в ст. 3 Конституции, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

ЛНР определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерны: верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

Несмотря на отсутствие специальной главы, Конституция в содержание основ конституционного строя государства включает нормы, регулирующие отношения, связанные с экономической системой общественного устройства ЛНР. В Луганской Народной Республике признаются и равным образом защищаются, государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.

Право частной собственности дополняется также правом граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. По-иному установлен правовой режим земли. Земля и другие природные ресурсы в Луганской Народной Республике являются достоянием народа, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа. Использование и охрана земли и других природных ресурсов, находящихся на территории Луганской Народной Республики, осуществляются в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики. В Луганской Народной Республики продажа земель запрещена.

ЛНР – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных, моральных и духовных благ (ст. 4 Конституции). В ч. 2 данной статьи закрепляются основные направления социальной политики государства. В Луганской Народной Республике охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Общественная жизнь в Луганской Народной Республике основывается на принципах идеологического и политического многообразия, многопартийности. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Никакая религия и идеология не могут устанавливаться в качестве государственных или обязательных. Запрещена деятельность организаций, пропагандирующих насилие, фашизм, национализм.

Важным положением Конституции является норма ст. 10 о равном использовании русского и украинского языков. Оба языка являются государственными языками в Луганской Народной Республике. Официальным языком делопроизводства во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления Луганской Народной Республики является русский язык.

| следующая лекция ==>
Источники конституционного права | Конституционно-правовой статус личности

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 1085 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Прошло более 2.5 лет с момента начала агрессии РФ на территории Донбасса, в результате которой были созданы самопровозглашенные Луганская и Донецкая народные республики – марионеточные квазигосударства (в дальнейшем ЛНР и ДНР), и разгорелся военный конфликт. В свою очередь, квазигосударства ЛНР и ДНР уже создали свою квазинормативную базу.

На территории, неподконтрольной Украине, на данный момент проживает примерно 3 млн. человек. Это такие же граждане Украины, как и проживающие на подконтрольных территориях, но жители ДНР и ЛНР не могут не подчиняться действующему на территории ДНР и ЛНР квазизаконодательству, потому что в противном случае они будут репрессированы. Поэтому, хотя любой нормативный акт квазигосударств ЛНР и ДНР является незаконным, этот факт несущественен с практической точки зрения для людей, проживающих на неподконтрольной территории.

Поскольку пока что нет никаких перспектив на скорое прекращение оккупации части территорий Донбасса, то необходимо исследовать социальную реальность, которая сложилась в ЛНР и ДНР, в частности, ситуацию с правами человека, как на нормативном уровне, так и на практике. По-прежнему актуальным остается также дальнейший поиск информации и документирование экстраординарных нарушений прав человека имевших место в 2014-2105 годах (бессудные казни, насильственные исчезновения, пытки, незаконное лишение свободы и содержание под стражей и т.д.).

С мая 2016 года Харьковская правозащитная группа проводит систематический мониторинг прав человека на оккупированных территориях Донбасса. Его целью является сбор информации о нарушениях прав человека в ДНР и ЛНР. Источники мониторинга делятся на пассивные – компьютерные правовые системы, содержащие нормативные акты ДНР и ЛНР, статьи и дискуссии в интернете и социальных сетях, и активные – сообщения информаторов о социально-экономическом положении в различных населенных пунктах ЛНР и ДНР, судебных решениях, применении законодательства ЛНР и ДНР в административной практике, а также об экстраординарных нарушениях прав человека в период активной фазы военного конфликта – с мая 2014 г. по февраль 2015 г.

Читайте также:  Энную сумму денег как пишется

На основе собранной информации эксперты ХПГ провели анализ законодательства ЛНР и ДНР по состоянию на 1 июля 2016 года, и практики, судебной и административной, в сравнении с международными стандартами прав человека, в частности, с Европейской конвенцией прав человека (далее Конвенция) и практикой Европейского суда защиты прав человека. Здесь подается резюме этого исследования. В дальнейшем мы планируем вести мониторинг законопроектной работы в ДНР/ЛНР и законоприменительной практики, судебной и административной.

Нарушения прав человека в квазизаконодательстве ЛНР и ДНР

Обзор законодательства самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик показывает, что его можно разделить на три составляющих:

– украинское законодательство, которое применяется в части, не противоречащей Конституции ДНР от 14 мая 2014 г. и Конституции ЛНР от 18 мая 2014 г.;

– законодательство ДНР и ЛНР, заимствованное полностью из законодательства Российской Федерации (УК ДНР, ГПК ДНР, Закон ДНР от 14 августа 2015 г. № 84-IНС «Об обороне» и другие законы, или с небольшими редакционными правками (Закон ДНР от 25.12.2015 99-IНС «Про налоговую систему», Закон ЛНР от 3 июля 2015 г. № 28-II «О государственной гражданской службе ЛНР» и другие);

Большое влияние на повседневную жизнь имеют также указы глав ДНР и ЛНР и акты исполнительных органов власти.

Права человека и основные свободы нарушаются в ЛНР и ДНР уже на нормативном уровне. Так, в Конституциях формулирование ограничений прав и свобод не соответствует подходу, принятому в Совете Европы: вмешательство государства в осуществление прав и свобод должно быть основано на законе, преследовать легитимные цели из исчерпывающего перечня целей и быть необходимым в демократическом обществе.

Напротив, в Конституциях ДНР и ЛНР, большая частью норм которых заимствована из Конституции РФ, все права и свободы либо декларируются вообще без всяких ограничений, либо указывается, что они могут быть ограничены законом, и действует весьма волюнтаристски сформулированный принцип пропорциональности: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 2 ст. 48). Учитывая непритязательную норму ч. 4 ст.12 «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», которая в реальности игнорируется ежедневно, можно утверждать, что права человека и основные свободы в ДНР и ЛНР ограничиваются квазигосударствами практически произвольно. А если еще учесть, что нормы Конституций ДНР и ЛНР не имеют прямого действия, то защитить конституционные права и свободы в суде в случае их нарушений практически невозможно. Стоит ли удивляться наличию в квазигосударствах комендантского часа!

В Конституцию ЛНР также включены положения, которые прямо приводят к нарушению норм Конвенции. Так, например, такой перл в ч. 5 ст. 22, как «Цензура запрещается, кроме случаев, предусмотренных законом», нарушает статью 10 Конвенции, а ч. 4 ст. 5 «В Луганской Народной Республики продажа земель запрещена» (в разделе «Основы конституционного строя»!) противоречит статье 28, гарантирующей право собственности, и приводит к нарушению статьи 1 Первого протокола к Конвенции.

Прямые нарушения прав человека заложены в нормах и ординарного законодательства. В законах «О средствах массовой информации» запрещается распространение зарубежных периодических изданий без разрешения регистрирующего органа. Этот запрет распространяется на СМИ, финансируемые иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами. В тех же законах действует запрет иностранным журналистам работать в ДНР и ЛНР без аккредитации. Все эти запреты являются непропорциональными ограничениями свободы выражения взглядов, которая защищается статьей 10 Конвенции.

Требование законов об аккредитации распространяется на всех журналистов, приезжающих в ДНР и ЛНР, а не только иностранных. Заметим, что аккредитация в ЛНР и ДНР означает гораздо больше, чем просто регистрация журналистов, она фактически вводит пропускной режим: без предъявления аккредитационного пропуска (именно так называют свидетельство об аккредитации, которое выдается журналисту) с ним не будет разговаривать ни один чиновник. Наличие же такого пропуска вовсе не гарантирует предоставление информации.

Существуют аналогичные необоснованные ограничения свободы ассоциаций, нарушающие статью 11 Конвенции, они касаются деятельности международных организаций и иностранного финансирования. Согласно Указу главы ДНР № 231 от 2 июня 2015 года «О запрете деятельности иностранных неправительственных организации на территории ДНР», запрещается «деятельность иностранных неправительственных организаций, не прошедших аккредитацию в Специальной комиссии по аккредитации Международных миссий, глав, сотрудников, административно-технического персонала Международных миссии». Подобные нормы существуют и в ЛНР. Согласно закону ЛНР «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать регистрирующий орган об объеме денежных средств и иного имущества, полученных из иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования имущества и о фактическом расходовании средств. Кроме того, действуют нормы об иностранных агентах, подобные российскому законодательству, – объединения, которые намерены получать иностранное финансирование и участвовать в политической деятельности, должны предварительно зарегистрироваться в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В ДНР закон «Об общественных объединениях» так и не был принят.

Много одиозных норм, нарушающих права человека, в уголовном и уголовно-процессуальном квазизаконодательстве ЛНР и ДНР. Например, за «злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта» грозит лишение свободы сроком до двух лет. Эта норма УК ЛНР является средневековым рудиментом и прямо противоречит ст. 1 Протокола №4 к Конвенции (запрет лишения свободы за долги). В УК ЛНР и ДНР криминализирована клевета, УК ДНР допускает смертную казнь в виде меры наказания.

В УПК ЛНР и ДНР для решения судом вопроса о мере пресечения отводится 48 часов (в УПК Украины – 72 часа), но суд может продлевать срок задержания неоднократно 72 часа (с момента оглашения решения) по ходатайству сторон для предоставления дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения, при этом суд должен рассмотреть только риски и не рассматривает обоснованность подозрения в совершении преступления. Это нарушение статьи 5 Конвенции, которая защищает право на свободу и личную неприкосновенность.

Прямые нарушения прав человека в квазизаконодательстве ЛНР и ДНР можно перечислять еще долго. В частности, много огрехов в избирательном законодательстве. Отметим также, что в ЛНР в отличие от ДНР суды рассматривают только уголовные дела, что существенно ограничивает в ЛНР доступ к правосудию. В ЛНР до сих пор не принят Гражданский кодекс. В обеих республиках не урегулирован вопрос гражданства.

Таким образом, нарушения прав человека и основных свобод прямо закреплены в нормах законодательства, что неизбежно приводит к систематическим и массовым нарушениям прав человека и будет приводить к ним далее.

Государственное устройство самопровозглашенных ДНР и ЛНР

Хотя в Конституциях самопровозглашенных республик есть нормы о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, и органы всех трех ветвей власти названы самостоятельными, на самом деле роль первого лица в ДНР и ЛНР является определяющей. Так, вся судебная система республик фактически подчинена Главам ДНР и ЛНР – именно их указами судьи всех уровней назначаются на должность и освобождаются от нее. Главы ДНР и ЛНР формируют Совет Министров и принимают решение о его отставке. Кроме того, глава ДНР может совмещать либо не совмещать по своему желанию свою должность с должностью Председателя Совета Министров. Именно главы ЛНР и ДНР определяют персональный состав Совета Министров, в который обязательно входят их заместители. Хотя формально лицо, претендующее на должность Председателя Совета Министров, должно быть утверждено парламентом, с помощью авторитарного вето после двух отказов парламента Глава республики может назначить Председателя Совета Министров самостоятельно.

Читайте также:  Ст 212 225 трудового кодекса рф

Следует также заметить, что главы ЛНР и ДНР наделены широкими полномочиями в сфере нормотворчества. Фактически их указами часто регулируются правоотношения, которые по своей сути и значимости должны регулироваться законодательными актами. Например, указом главы ЛНР «О руководстве деятельностью исполнительных органов государственной власти ЛНР» установлены государственные органы, которыми руководит глава ЛНР, и государственные органы, которыми руководит Совет Министров ЛНР. Глава ЛНР осуществляет руководство деятельностью даже Государственного следственного комитета ЛНР.

Можно подытожить, что по форме правления ЛНР и ДНР являются президентскими республиками, а по политическому режиму – единоличной диктатурой.

Социально-экономическое положение ДНР и ЛНР

Весной 2015 года пенсионеры и служащие бюджетной сферы начали регулярно получать пенсии и зарплаты в российских рублях. Выплаты производились, исходя из размера ранее получаемых пенсий и зарплат с использованием курса пересчета 1 грн.= 2 руб., хотя реальный курс колеблется в зависимости от места в диапазоне 2.4-2.8 руб. Минимальная пенсия в размере 2000 руб. (1000 грн.) реально превращалась в 760 грн. (на контролируемых территориях минимальная пенсия – 1130 грн.). Количество людей, которые получают также пенсию от украинского Пенсионного фонда оценить трудно, но, думается, это число не очень велико. Кроме того, введение карточек Сбербанка, которые будут служить одновременно пенсионным удостоверением, сделает невозможным дальнейшее получение пенсии жителями ЛНР и ДНР. На мой взгляд, эта позиция украинского государства не выдерживает критики: пенсионеры должны получать заработанную ими пенсию независимо от места проживания, и государство должно принять все меры, чтобы эти выплаты обеспечить, а не бороться с «пенсионным туризмом». Я предложил бы рассматривать выплату 2000 российских рублей пенсионерам как хотя бы мизерную компенсацию за лишения, которые принесла оккупация жителям ЛНР и ДНР.

Анализ продуктовой части минимальной потребительской корзины в городах Украины и ДНР/ЛНР (см. ниже пример в таблице, перечень продуктов составлен в соответствии с постановлением КМУ от 14.04.2000 № 656, коэффициент пересчета 1 руб. = 0.38 грн.) показывает, что, кроме хлебопродуктов, цены в ЛНР и ДНР почти на все продукты питания выше, чем в Украине, на многие продукты – существенно выше. Известно, что на хлебопродукты установлена дотация. Следует отметить, что тарифы на коммунальные услуги в ЛНР и ДНР остались прежними, т.е. существенно ниже, чем в Украине, заметно дешевле также бензин.

По данным министерства экономического развития ДНР, «среднемесячная численность наличного населения в 2015 году в целом по Донецкой Народной Республике составила 2 277,2 тыс. человек, из них 68% проживает в трех самых крупных городах ДНР – в Донецке (962,0 тысячи человек), Макеевке (382,8 тыс. человек) и Горловке (210,0 тыс. человек). Аналогично распределилась и среднесписочная численность штатных работников, которая в целом по Республике составила 346,4 тыс. человек или 15% от общего числа жителей, в том числе по крупнейшим городам соответственно – 146,1 тыс. человек, 55,3 тыс. человек, 30,3 тыс. человек.

Среднемесячная заработная плата одного штатного работника в 2015 году по городам и районам Донецкой Народной Республики колеблется в широких пределах – от 4 685 российских рублей в Горловке до 10 850 российских рублей в Ждановке. В Донецке этот показатель составил 6 782 российских рубля. Несколько в меньшей степени отличаются среднемесячные размеры выплат на одного пенсионера, которые в 2015 году составили от 2 619 российских рублей в Тельмановском районе до 4 368 российских рублей в Ждановке.»

Таким образом, доходы жителей ЛНР и ДНР при более высоких ценах на основные продукты питания существенно меньше, чем на контролируемых территориях Украины. Прожить при таких доходах очень трудно. Особенно остро это ощущают уязвимые группы населения – пенсионеры, инвалиды, одинокие матери, многодетные семьи, – которые выживают благодаря гуманитарной помощи, прежде всего, фонда Р. Ахметова.

Разница в ценах стимулирует жителей ДНР/ЛНР привозить более дешевые продукты с контролируемых территорий. Но через линию разграничения (ЛР) можно провезти не более 50 кг продуктов на сумму не более 5000 грн. (кроме гуманитарной помощи). Эти ограничения приводят к различным схемам криминального характера, позволяющим обойти запреты.

Контрольные пункты въезда-выезда (КПВВ), которые предназначены для пересечения ЛР, ежедневно принимают в среднем 20 тыс. людей. Открыто 6 КПВВ, один из них, в Золотом, не работает, поскольку не поддерживается ЛНР, из остальных пяти один предназначен для пешего перехода (в Станице Луганской), 4 (Гнутово, Новотроицкое, Мариинка, Зайцево) – для проезда на автомобиле. Из 5 действующих КПВВ только один – в Гнутово – пропускает людей быстро, очереди здесь обычно не более часа, персонал вежлив и старается помогать людям. В остальных КПВВ собирается очередь, в которой можно простоять сутки, она движется, как будто нарочно, очень медленно. Персонал КПВВ требует от граждан, пересекающих ЛР, документы, которые не подлежат предъявлению, нередки случаи отказа без всяких оснований в разрешении пересечь ЛР. Персонал КПВВ относится к людям грубо, цинично и враждебно. Такое отношение может только усилить и без того критичное отношение жителей ДНР и ЛНР к украинскому государству.

Неоднократно бывали ситуации, когда в результате обстрела прилегающих к транспортному коридору территорий работа блок-постов прекращалась, полностью, блокировалось движение автотранспорта, и заблокированные между блок-постами люди подвергались непосредственной опасности попасть под обстрелы.

Население республик пребывает в состоянии фрустрации, преобладает чувство разочарования, безвыходности и депрессия. Люди устали – от войны, от состояния неизвестности, от безверия. Они не верят никакой власти и не ждут ничего хорошего в будущем. Негативное отношение к украинской власти поддерживается агрессивной российской пропагандой и памятью о погибших и раненых, лишениями из-за разрушений жилья и другого имущества. Ожидания успехов молодых республик, поддерживаемых РФ, сменилось разочарованием. Наиболее оптимистичные продолжают надеяться, что это временные трудности, которые будут преодолены. Но тем не менее, семьи, в которых дети учатся в старших классах, стараются найти любую возможность, чтобы они закончили школу на контролируемой территории, сдали тест ЗНО и поступили в вуз на контролируемой территории. В аптеках почти нет лекарств, за ними специально ездят через ЛР. Все, кто имеет возможность оплатить лечение, лечатся в больницах Харькова, Днепропетровска и других городов.

В июне-августе 2016 года обстрелы участились, при этом обеими сторонами применялось оружие, запрещенное Минскими соглашениями. В ДНР и ЛНР огонь ведется из жилых массивов, поэтому ответный огонь с украинской стороны неизбежно задевает жилые кварталы.

1. Украинским органам власти принять все меры к тому, чтобы пенсионеры, проживающие на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР, получали свои пенсии.

2. Компетентным органам Украины увеличить пропускную способность КПВВ, максимально исключить очереди, сделать приоритетом уважительное и вежливое отношение персонала КПВВ к людям, пересекающим ЛР.

3. Изменить нормативную документацию и практику работы КПВВ в случае обстрелов прилегающих территорий с целью защиты людей, пересекающих ЛР.

4. Исключить ситуации, когда обстрелы противоположной стороны осуществляются с территории населенных пунктов.

5. Сторонам военного конфликта принять все меры по прекращению боевых действий и насилия в зоне конфликта.

6. Сторонам конфликта немедленно освободить всех лиц, произвольно лишенных свободы.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector