Приказ МПС РФ от 11 ноября 1997 г. N 23Ц
"О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава"
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
Приказом Минтранса России от 22 августа 2019 г. N 273 настоящий документ признан не подлежащим применению с 23 января 2020 г.
В целях обеспечения единого порядка проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и в соответствии с пунктом 6 Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации приказываю:
Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах (приложение 1);
Положение о порядке присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава на российских железных дорогах (приложение 2).
2. Руководителям департаментов МПС России: локомотивного хозяйства Г.Б.Сарафанову, кадров и учебных заведений Н.М.Бурносову, начальникам железных дорог, руководителям других предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта обеспечить в установленном порядке соответствующую проверку знания положений настоящего Приказа причастными работниками.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 декабря 1997 г.
Регистрационный N 1428
Приказ МПС РФ от 11 ноября 1997 г. N 23Ц "О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 декабря 1997 г.
Регистрационный N 1428
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, январь 1998 г., N 1, в газете "Российские вести" от 21, 22 января 1998 г., N 10, 11, в Еженедельнике официальной информации "Курьер", от 23 января 1998 г., N 3
Приказом Минтранса России от 22 августа 2019 г. N 273 настоящий документ признан не подлежащим применению с 23 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ МПС РФ от 16 июня 1998 г. N 12Ц
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Министерство путей сообщения Российской Федерации объявляет прилагаемый Перечень медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов, утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации 29 октября 1999 года.
Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает:
1. Принять к руководству и исполнению Перечень медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов, утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации 29 октября 1999 года.
2. В частичное изменение пункта 5 указания МПС России от 08.11.99 N Л-2257у "О медицинских регламентах допуска к работам, непосредственно связанным с движением поездов, и деятельности врачебно — экспертных комиссий лечебно — профилактических учреждений федерального железнодорожного транспорта" не применять в системе МПС России:
Приказ МПС СССР от 07.07.87 N 23Ц "О медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов";
указание МПС СССР от 26.12.88 N 489у "О внесении изменений в Приказ Министра путей сообщения N 23Ц от 07.07.87";
указание МПС СССР от 16.04.90 N 84у "О внесении изменения в Приказ МПС от 07.07.87 N 23Ц";
указание МПС СССР от 18.05.90 N 127у "О внесении дополнения в Приказ МПС от 07.07.87 N 23Ц".
Первый заместитель Министра
М.В. ИВАНКОВ
Приложение
к Приказу МПС России
от 5 ноября 1999 г. N 15 ЦЗ
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г. ОНИЩЕНКО
29 октября 1999 года
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ от 7 июля 1987 г. N 23Ц
О МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ РАБОТНИКОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ
(с изм. и доп., внесенными
письмом МПС СССР от 27.06.1988 N ЦУВСЛ-13;
указаниями МПС СССР от 26.12.1988 N 489у;
от 16.04.1990 N 84у; от 18.05.1990 N 127у;
указанием МПС РФ от 29.12.1993 N Б-1013у)
В целях повышения безопасности движения поездов, заботы о здоровье железнодорожников и
проведения медицинского освидетельствования железнодорожников к современным требованиям
1. Утвердить и ввести в действие с 20 декабря 1987 года Правила медицинского
освидетельствования лиц, поступающих и работающих в профессиях и должностях, связанных с
движением поездов на железнодорожном транспорте и метрополитене.
2. Начальникам железных дорог, начальникам метрополитенов, начальникам отделений
железных дорог, начальникам территориальных объединений промышленного железнодорожного
транспорта, руководителям предприятий и организаций:
2.1. Не допускать к работе без медицинского освидетельствования во врачебно — экспертной
комиссии и положительного заключения о пригодности по состоянию здоровья вновь поступающих
по профессиям и должностям, связанным с движением поездов и предусмотренным Правилами.
2.2. Обеспечить своевременное направление на медицинское переосвидетельствование
работающих в профессиях и должностях, связанных с движением поездов, в установленные
Правилами сроки; допускать их к дальнейшей работе при наличии положительного заключения
врачебно — экспертной комиссии о пригодности.
2.3. Обеспечить в установленном порядке трудоустройство работников, освобожденных от
ранее выполняемой работы по состоянию здоровья.
3. Начальнику Управления статистического учета и отчетности организовать бесперебойное
снабжение лечебно — профилактических учреждений и предприятий железнодорожного транспорта и
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.
метрополитена бланками, личными медицинскими картами, картами медицинского
освидетельствования лиц, связанных с движением поездов.
4. Приказ МПС от 30 марта 1978 г. N 16-ЦЗ и указание МПС от 26 июня 1981 г. N К-21033
считать утратившими силу.
путей сообщения СССР
от 7 июля 1987 г. N 23Ц
ПРАВИЛА МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ЛИЦ, ПОСТУПАЮЩИХ И
РАБОТАЮЩИХ В ПРОФЕССИЯХ И ДОЛЖНОСТЯХ, СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ
ПОЕЗДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И МЕТРОПОЛИТЕНЕ
(с изм. и доп., внесенными
письмом МПС СССР от 27.06.1988 N ЦУВСЛ-13;
указанием МПС СССР от 18.05.1990 N 127у)
1. Все лица, поступающие и работающие, а также подлежащие переводу на должности,
перечисленные в прилагаемом Перечне профессий и должностей, связанные с движением поездов,
подлежат обязательному предварительному, при поступлении на работу, и далее периодическому
медицинскому освидетельствованию для определения их годности по данной профессии и
Медицинскому освидетельствованию подлежат поступающие в высшие технические учебные
заведения на факультеты, готовящие специалистов для работы в профессиях, связанных с движением
поездов: тепловозы и тепловозное хозяйство, строительство железных дорог, путь и путевое
хозяйство, мосты и тоннели, эксплуатация железных дорог, электрификация, автоматика,
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.
телемеханика, связь, электроснабжение и энергетическое хозяйство железнодорожного транспорта, а
также поступающие в техникумы, профтехучилища и на курсы подготовки работников профессиям,
связанным с движением поездов.
2. Администрации категорически запрещается допускать к работе вновь поступающих до
получения результатов их медицинского освидетельствования с положительным заключением
врачебно — экспертной комиссии (ВЭК) и работников, признанных при освидетельствовании ВЭК
непригодными к работе по профессиям и должностям, связанным с движением поездов.
3. Предварительные и периодические медицинские освидетельствования осуществляются в
поликлиниках железнодорожного транспорта и метрополитена и постоянно действующими
Предприятия и организации железной дороги и метрополитена направляют лиц, работа
которых связана с движением поездов, во врачебно — экспертную комиссию поликлиники, к которой
по приказу начальника железной дороги или метрополитена прикреплено данное предприятие и
4. Лица, подлежащие медицинскому освидетельствованию, направляющиеся во врачебно —
экспертную комиссию соответствующим предприятием или организацией, должны иметь при себе
карту медицинского освидетельствования, документ с фотокарточкой, удостоверяющей личность
(паспорт и военный билет для военнообязанных).
5. Все данные о направляемом на медицинское освидетельствование заполняются
администрацией предприятия и организации, а результаты освидетельствования — врачебно —
Карта медицинского освидетельствования по заполнении ее врачебно — экспертной комиссией
выдается под расписку работнику для возвращения в отдел кадров, где она хранится постоянно.
Подробные данные медицинского освидетельствования вносятся в личную медицинскую карту.
Личная медицинская карта остается в той врачебно — экспертной комиссии, которая проводит
медицинское освидетельствование. При переводе работника на другой участок работы врачебно —
экспертная комиссия по представлению предприятия или организации пересылает личную
медицинскую карту в соответствующую врачебно — экспертную комиссию по новому месту работы.
6. Старослужащим считается железнодорожник, проработавший в данной профессии три года.
Примечания. 1. Стаж старослужащего в случае наличия перерывов в работе исчисляется из
общего числа лет работы в данной профессии при условиях, что последний перерыв не превышает
Медицинское освидетельствование студентов институтов и учащихся техникумов при
направлении их на производственную практику на должности и профессии, связанные с движением
поездов, осуществлять в части остроты зрения как старослужащих.
(с изм. и доп., внесенными указанием МПС СССР от 18.05.1990 N 127у)
2. В стаж старослужащих включаются годы учебы в вузе, техникуме, профтехучилище, готовящих
специалистов для работы, связанной с движением поездов, с момента прохождения практики; а
также служба в Советской Армии, если освидетельствованный до призыва был железнодорожником
соответствующей профессии и перерыв в работе на железной дороге или метрополитене в связи с
военной службой не превышал трех лет.
3. В понятие "старослужащий" включается также работа по предшествующим профессиям,
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.
совпадающая в значительной степени со своими обязанностями с настоящей. (В этом случае годы
работы в предшествующей профессии засчитываются в стаж.)
а) по группе водителей засчитывается машинисту работа помощником, машинисту —
инструктору — работа машинистом, водителем дрезин — работа шофером автомобиля в системе МПС;
б) по группе сопровождающих поезда засчитывается работа в профессиях групп водителей,
диспетчерско — операторской, станционно — маневровой и группы пути;
в) по группе диспетчерско — операторской засчитывается предшествующая работа по группе
г) по группе станционно — маневровой засчитывается предшествующая работа в группе
д) в группе пути засчитывается дорожному мастеру предшествующая работа бригадиром пути,
бригадиру пути — монтером пути и т.п.
7. Очередное медицинское переосвидетельствование лиц, работающих на железнодорожном
транспорте и метрополитене в профессиях и должностях, связанных с движением поездов,
проводится через каждые три года.
Машинисты локомотивов, работающие в "одно лицо" в поездной и станционно — маневровой
работе, а также машинисты, помощники машинистов скоростных пассажирских поездов (более 140
км/час) проходят медицинское освидетельствование ежегодно.
Периодическое медицинское освидетельствование прочих водителей, лиц диспетчерско —
операторской группы (II) и станционно — маневровой (III) в возрасте 45 — 50 лет проводится через
каждые два года, а после 50 лет — ежегодно.
(с изм. и доп., внесенными письмом МПС СССР от 27.06.1988 N ЦУВСЛ-13)
Электромонтеры контактной сети в возрасте до 45 лет проходят периодическое медицинское
освидетельствование каждые два года, свыше 45 лет — ежегодно.
Работающие в должностях начальствующего состава, перечисленные в группе VII, проходят
периодические медицинские освидетельствования один раз в пять лет.
Лица, работающие в профессиях и должностях, связанных с движением поездов, и
одновременно во вредных условиях труда, подлежат медицинскому освидетельствованию в сроки,
установленные соответствующими действующими Приказами.
При периодическом медицинском освидетельствовании старослужащих может быть дано
заключение о их досрочном медицинском освидетельствовании.
Внеочередному обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:
а) лица, для которых установлены повышенные требования при переводе на другие должности
(в частности при переходе машиниста с обычной работы на поездную работу в "одно лицо"); в случае
совмещения профессий к здоровью работника предъявляются требования с учетом медицинских
противопоказаний по каждой совмещаемой профессии в отдельности;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.
б) лица, которые перенесли болезнь, вызвавшую изменения состояния здоровья,
препятствующие несению службы в данной профессии, связанной с движением поездов, — по
требованию врачей лечебно — профилактических учреждений. Срок досрочного освидетельствования
по требованию врачебно — экспертной комиссии определяется самой комиссией;
в) по требованию администрации и профсоюзной организации администрация обязана указать
конкретные причины досрочного медицинского освидетельствования;
г) по просьбе самого трудящегося, если он почувствует изменения в состоянии здоровья,
препятствующие ему выполнять обязанности по его работе.
8. Администрация предприятия или организации:
8.1. Ведет учет всех работающих, подлежащих периодическому медицинскому
освидетельствованию, составляет ежегодно план — график прохождения медицинского
освидетельствования старослужащих, согласовывая его с соответствующими врачебно — экспертными
комиссиями, осуществляет своевременное направление на периодические медицинские
освидетельствования всех старослужащих; в случае, если освидетельствуемый признается комиссией
непригодным к работе в своей профессии, администрация, отдел кадров и профсоюзная организация
принимают меры к его трудоустройству на основании рекомендаций ВЭК.
8.2. Своевременно сообщает во врачебно — экспертную комиссию о каждом случае перевода
лиц, связанных с движением поездов, на другой участок работы или на другую работу, а также об
увольнении их с работы.
8.3. Обеспечивает контроль за ношением очков во время работы и наличием запасных очков у
лиц, которым они разрешены настоящими Правилами.
9. Лица, направленные на медицинское освидетельствование во врачебно — экспертные
комиссии, в том числе дорожные и центральную, обеспечиваются бесплатным проездом в
соответствии с Правилами выдачи бесплатных билетов для проезда по железным дорогам и
За период пребывания в стационаре с целью экспертизы (и когда не требуется лечение)
обследуемому больничный листок не выдается, а выдается справка с сохранением заработной платы
в соответствии с действующим законодательством.
10. Врачебно — экспертная комиссия контролирует по личным медицинским картам и плану —
графику своевременное направление на медицинское освидетельствование работников и доводит до
сведения администрации предприятия или организации о всех случаях несоблюдения сроков
очередного медицинского освидетельствования.
Врачебно — экспертные комиссии в своей работе опираются на перечень в таблицах
противопоказаний, но при этом учитывают, что противопоказания к работе на железнодорожном
транспорте и метрополитене не могут быть всецело исчерпаны прилагаемыми таблицами.
Необходимо каждое заболевание оценивать индивидуально и, если оно не предусмотрено в
таблицах, следует руководствоваться статьями сходных заболеваний.
При медицинском освидетельствовании старослужащих врачи должны принимать во внимание
наличие производственных навыков и процессов компенсации состояния организма, облегчающих
старослужащему выполнение соответствующей работы.
В случае решения вопроса о дальнейшей профессиональной непригодности необходимо
рациональное трудоустройство работников, а при необходимости — направление на ВТЭК согласно
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.
пункту 9 Приложения 1.
11. Врачебно — экспертные комиссии в своей работе руководствуются:
Положением о врачебно — экспертной комиссии по медицинскому освидетельствованию
работников железнодорожного транспорта и метрополитена, связанных с движением поездов
Положением о дорожной врачебно — экспертной комиссии (Приложение 2);
Положением о Центральной врачебно — экспертной комиссии Главсанупра МПС (Приложение
Перечнем профессий и должностей (Приложение 4);
краткими санитарно — гигиеническими характеристиками профессий железнодорожного
транспорта и метрополитена, связанных с движением поездов (Приложение 5) (рассылается особо);
инструктивно — методические указания (приложение 6) , (рассылается особо);
таблицами общих противопоказаний и противопоказаний для каждой профессии (приложение
7) , (рассылается особо).
Приложения 6 — 12 не приводятся.
управления кадров МПС
Начальник Главного врачебно —
санитарного управления МПС
к Приказу Министра
путей сообщения СССР
от 7 июля 1987 г. N 23Ц
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.