Работа с должниками в библиотеке

Программа «Библиотека без читателей-задолжников»

Г.А. Брага,
зав. отделом абонемента Кемеровской ОЮБ

Со времен существования первых библиотек и до наших дней проблема сохранности библиотечного фонда остается актуальной, будь то охрана материальной основы документа от разрушения, либо противоправные действия крадущих библиотечные книги или недобросовестные читатели, годами не возвращающие книги в библиотеку, которых мы и называем задолжниками. В древности таких людей ожидало бы суровое наказание, а то и смертная казнь.

Говорить сегодня о читателях-задолжниках – дело неблагодарное. Но не поразительно ли, что фонд библиотеки может потерпеть самый большой ущерб как раз от тех, для кого он предназначен, и что именно работа с читателями-задолжниками отнимает массу рабочего времени, сил и нервов у сотрудников отделов обслуживания.

Приходится признать, что действенного правового механизма привлечения к ответственности лиц, нанесших ущерб библиотечным фондам, в нашей стране нет, нет стройной, взаимосвязанной юридической базы, охватывающей этот очень важный вопрос. Хотя опыт некоторых библиотек позволяет усомниться в данном утверждении. Но исключение, как известно, лишь подтверждает правило.

Актуальна проблема читателей-задолжников и для Кемеровской ОЮБ, которая, являясь областной, обслуживает юношество и молодежь всего города. И вернуть книги в библиотеку иногда требует немалого труда.

Основной задачей отдела обслуживания как структурного подразделения библиотеки является обеспечение выполнения всех библиотечных услуг, оперативность и качество обслуживания, а значит недопущение отказов. А одна из причин отказов на книги как раз их несвоевременный возврат некоторыми пользователями библиотеки.

Молодежной творческой группой нашей библиотеки была предложена и разработана программа «Библиотека без задолжников». Она была представлена на III Межрегиональном слете молодых библиотекарей Сибири, прошедшем в городе Кемерово в октябре 2004 г. Мы участвовали в конкурсе авторских программ, и наш проект был отмечен жюри как самый творческий и зрелищный.

Целями и задачами данного проекта было обеспечение сохранности фонда, улучшение качества обслуживания пользователей (ликвидация отказов по причине задолженности), повышение информационной культуры пользователей.

Наверное, никакой Америки мы своей программой не открыли, и какого-то одного эффективного средства, позволяющего покончить с этой проблемой одним махом, нами не найдено, да и вряд ли такой способ существует, разве что выдавать все книги под залог. Но мы обобщили опыт других библиотек, свои наработки и составили перечень мероприятий, который сделали для себя обязательным. Такой перечень включает:

– индивидуальные беседы с пользователями при записи;

– проведение Недель всепрощения два раза в год;

– рейды по квартирам задолжников (в летний период);

– ведение «Доски почета», на которой помещается информация о самых злостных задолжниках;

– оповещение задолжников по телефону;

– сотрудничество со школьными библиотекарями, библиотекарями техникумов и колледжей; конкурс среди библиотекарей учебных заведений по ликвидации задолжников;

– создание электронной базы данных «Читатели-задолжники»;

– привлечение волонтеров (студентов-практикантов училища культуры и академии культуры);

– установка корзины «Подкидыш»;

– возмещение неустойки книгами из личной библиотеки;

– исследование причин несвоевременной сдачи книг методом анкетирования;

– издание закладок с правилами библиотеки для вновь записавшихся читателей;

– поощрение лучших читателей.

Так как наши читатели – это юношество и молодежь, то и мероприятия мы стараемся сделать более привлекательными и интересными. Например, среди читателей-задолжников был проведен конкурс на лучшую «объяснялку», озаглавленную «Почему ты не сдал вовремя книги в библиотеку?». Его победительница написала целую поэму о причинах, которые помешали вернуть книги в назначенный срок. За столь нестандартный подход она была освобождена от уплаты неустойки.

Недели всепрощения мы всегда широко рекламируем и красочно оформляем. В одну из Недель отдел абонемента был оформлен плакатами и лозунгами в стиле 20-х гг. прошлого века: «Ударим своевременной сдачей книг по задолженности!», «Ликвидируем задолжника как класс!», «Все на борьбу с задолжниками!». В течение одной из таких Недель всепрощения задолжников мы провели небольшое анкетирование среди читателей, задержавших книги. Результаты этого мини-исследования представляются достаточно интересными:

– 50% опрошенных задержали книги в первый раз;

– 5% сбились со счета, сколько раз они задерживали книги, взятые в библиотеке;

– 5% дали ответ «несколько раз».

Выяснялись причины несвоевременного возврата книг читателями:

– 20% не вернули книги по «забывчивости»;

– 45% дали ответ «некогда»;

– 15% – из-за « болезни»;

– 20% респондентов «уезжали в другой город», «книга была нужна, а все сроки возврата прошли».

Читайте также:  Чем отличается вахтер от сторожа

На вопрос «Срок пользования книгой давно истек. Вы не идете в библиотеку, потому что. »:

– 50% ответили «стыдно»;

– 15% – «не хочу платить неустойку»;

– 15% – «нет времени»;

На вопрос «Вы вернули книгу и . »:

– 56% сообщили, что «постараются такого больше не допустить»;

– 40% признались «теперь моя совесть спокойна»;

– 4% указали, что им безразлично.

По мнению 60% опрошенных, библиотека обязана напоминать читателю, что срок возврата истек, 40% считают, что читатель сам должен помнить об этом.

Результаты анкетирования показали, что большинство читателей осознают, что книги необходимо сдавать вовремя, испытывают чувство страха и стыда, когда задерживают книги. Поэтому следует предложить читателю достойные способы возврата книг (особенно если это случилось в первый раз).

Однако основной упор решено делать не на возврат книг, а на профилактику, т.е. на воспитание культуры читателя. С читателями нужно работать еще до того, как они стали задолжниками, раньше, чем они взяли книгу домой. На абонементе находится кафедра записи читателей, и именно мы знакомим читателя с Правилами пользования библиотекой, потому что незнание – самая распространенная причина их нарушения. Сотрудники абонемента говорят о важности своевременного возврата литературы, проводят разъяснительную, профилактическую работу по предупреждению нарушений Правил пользования библиотекой.

Такая работа достаточно сложна и кропотлива, но действенна она будет лишь в том случае, если ведется настойчиво и систематически, а не от случая к случаю и к тому же с каждым пользователем. Два года реализации программы позволяют нам это утверждать.

В заключение еще раз подчеркнем, что единого рецепта для обеспечения сохранности фонда от читателей-задолжников нет. Надо использовать, возможно, большую совокупность методов и применять их последовательно, изо дня в день. И, может быть, тогда перестанут быть столь актуальными слова Антона Павловича Чехова, который говорил: «Если товарищ просит у вас книгу, дайте ему денег. Деньги он, возможно, вернет, а книгу – вряд ли».

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

С учетом вышеперечисленных особенностей должно строиться ваше общение с детьми, массовая работа и справочно-библиографическое обслуживание.

Подготовка библиотекаря к выдаче книг. На подготовку библиотекаря к выдаче книг отводится, как правило, 1 час. В нее включаются: подготовка рабочего места, подготовка к обслуживанию читателей, библиотечный просмотр литературы.

Подготовка рабочего места предусматривает беглый просмотр фонда в целях оперативного выявления и устранения ошибок в его расстановке; просмотр и обновление выставок; подготовку документации (заполнение «Дневников библиотеки», расстановку читательских формуляров).

Подготовка к обслуживанию читателей начинается с просмотра поступивших периодических изданий, организуются выставки, подготавливаются библиографические обзоры, материалы к беседам и другим мероприятиям. Подбирается литература по предварительным заявкам читателей, анализируются читательские формуляры, проводится работа с читателями-задолжниками.

Библиотечный просмотр литературы — ознакомление с книгами, чтобы получить общее представление о содержании книги, ее читательском назначении, и форме изложения материала. Просмотр начинается с титульного листа, информирующего об авторе и названии книги, издательстве, месте и годе издания и пр. Библиотекарь знакомится с аппаратом книги: аннотацией (помещается на обороте титульного листа, на последней странице книги или суперобложке), оглавлением, введением, послесловием и т. д. Аннотация содержит краткую обобщенную характеристику книги, раскрывает ее содержание, читательское назначение, форму изложения материала. Оглавление дает представление о содержании книги и ее структуре. Вступительная статья, введение, предисловие, послесловие содержат обобщенную характеристику и оценку книги, а также основные выводы.

Дополнительные сведения о книге библиотекарь получает путем выборочного чтения, ориентируясь при этом на ее оглавление и выбирая, главы, параграфы и страницы, которые представляются особенно важными для дальнейшей работы.

Библиотечный просмотр включат ознакомление с указателями (именным, предметным, географических названий, иллюстраций и т. д.). Например, с помощью указателя географических названий библиотекарь может выяснить, содержит ли книга краеведческий материал, именной указатель поможет установить, о каких лицах идет речь в данном произведении и т. п.

Как записать читателя в библиотеку?

Читатель библиотеки ― лицо, пользующееся библиотекой на основании официальной записи в установленных документах.

При записи в библиотеку посетитель предъявляет паспорт или заменяющий его документ. Читатели, не достигшие 16 лет, записываются в библиотеку по письменной просьбе родителей.

Запись и выдача изданий сотрудникам библиотеки производится на общих основаниях.

Читайте также:  Подследственность ст 161 ук рф

Лица, временно проживающие в данном населенном пункте, записываются в библиотеку, как правило, без права выдачи литературы на дом. В отдельных случаях библиотека может выдавать этим читателям книги на дом под залог, превышающий сумму стоимости книги не менее чем в 1,5 раза, и, взяв плату за запись.

На каждого читателя заполняется формуляр читателя. Формуляр содержит сведения о читателе и выданных изданиях и служит учетным документом выдачи литературы и анализа чтения.

На формуляре указывается порядковый номер читателя, который сохраняется за читателем до конца года.

В тех случаях, когда читатель берет книги для членов своей семьи, на каждого из них заполняется формуляр читателя, на обороте которого член семьи указывает: «Поручаю брать книги (такому-то). Дата. Подпись».

При записи читателя в библиотеку библиотекарь проводят с ним индивидуальную беседу, в ходе которой, помимо данных для заполнения читательского формуляра, выявляют его читательские интересы. Также библиотекарь должен провести экскурсию по библиотеке, в ходе которой он знакомит читателя с «Правилами пользования библиотекой».

Формуляр читателя рассчитан на использование в течение пяти лет. По мере заполнения вкладыш заменяется или дополняется новым, что позволяет наблюдать чтение отдельных категорий читателей в течение ряда лет. Использованные формуляры хранятся в библиотеке, не менее одного года.

Число читателей определяется по количеству читательских формуляров.

Ежегодно с 1 января производится перерегистрация читателей. При перерегистрации уточняются анкетные сведения о читателе, вносятся изменения.

На формуляре проставляются новый номер и дата перерегистрации. При изменении фамилии заполняется новый формуляр.

Как оформить книговыдачу?

Показатель выдачи характеризует активность использования библиотечного фонда читателями, эффективность массовой работы, проводимой библиотекой, объем и эффективность труда работников. Книговыдача на абонементе фиксируется в читательском формуляре.

В читательском формуляре библиотекарь делает записи обо всех посещениях библиотеки читателем. Библиотекарь обязательно ставит в формуляре свою роспись при возврате книг читателем.

Первичный учет книговыдачи осуществляется в «Дневнике библиотеки».

Единицей учета выдачи является каждый отдельный экземпляр. Учет проводится по числу выданных экземпляров, зарегистрированных в формуляре читателя (контрольном листке, листке читательского требования, книжном формуляре. Выдача незарегистрированная в первичных формулярах учета, т. е. документально не утвержденная, учету не подлежит. Учет выдачи изданий, объединенных или сохраняющихся в папках, комплектах, подшивках, производится по числу экземпляров, полученных читателем в соответствии с их запросами. Т. е. выдача, учитываемая в экземплярах, должна быть идентична (за исключением газет) единицам учета фонда.

Выдача журналов объединенных в подшивку, учитывается в читательских формулярах по числу номеров или выпусков, полученных по его запросу.

Выдача газет учитывается в читательских формулярах по числу экземпляров или подшивок, выданных по запросу. Например:

— читатель запросил 2 номера газеты, несмотря на то, что ему выдали одну месячную подшивку газеты, выдача будет равна 2 экземплярам.

— если читатель запросил одну подшивку газеты, то, несмотря на то, что он просмотрел несколько номеров, выдача будет равна одному экземпляру.

Выдача изоизданий (плакатов, репродукций, открыток, фотоматериалов), объединенных общей папкой или обложкой, учитывается в формулярах по числу папок или обложек.

Продление срока пользования выданными изданиями считается новой книговыдачей.

Как бороться с задолженностью читателей?

Задолжником считается тот, кто не вернул взятый в библиотеке источник информации в установленный срок.

Библиотека систематически следит за своевременным возвращением книг и принимает меры к возврату задержанных долее предусмотренного «Правилами пользования библиотекой» срока.

Для эффективной борьбы с задолженностью надо знать ее причины. Иногда в ней бывает повинен библиотекарь: забывает проставить срок возврата; напоминает не сразу по истечении срока, а через три месяца, а то и полгода; выдает документов больше, чем положено, так что за определенный правилами срок освоить их невозможно. При выяснении причин не возврата поступайте соответственно обстоятельствам: пользователя, стыдящегося своего проступка, искренне раскаивающегося, ― простите.

С задолженностью нужно бороться повседневно, упорно и терпеливо, и не только потому, что задерживаемые документы нужны другим читателям. Важно, чтобы читатель не привык к отсутствию строгости при соблюдении сроков, и перевоспитывать его в этом отношении намного труднее, чем сразу приучить к порядку.

Каждому из задолжников в течение 10 дней посылают напоминание, либо звонят по телефону, либо посещают лично, вежливо прося вернуть в библиотеку материалы, т. к. срок пользования ими истек.

Читайте также:  Техник пто должностная инструкция

Не откликнувшимся на напоминание через 7-10 дней посылайте предупреждение о том, что в случае не возврата документа в трехдневный срок библиотека будет вынуждена принять соответствующие меры. Сведения о напоминаниях регистрируйте в читательском формуляре.

Практика свидетельствует, что обращение библиотекарей по месту работы задолжника ― эффективная мера воздействия.

Библиотекари могут привлекать себе в помощь и местные средства массовой информации. Вернуть документы из библиотечного фонда, щадя при этом самолюбие нарушителей библиотечных правил, позволяет проведение «Дней возвращенной книги». В этот день библиотекарь обязуется не делать замечаний по поводу несвоевременного возврата, не выясняет причин, принимает и документы, числящиеся за данным абонентом, если они принадлежат фонду библиотеки. Более того, благодарит за то, что пользователи откликнулись на библиотечное мероприятие. Примерный текст оповещения:

По читательским формулярам (их расставляют по срокам возврата) установите всех, кто не сдал в срок числящиеся за ним документы. Начните их обзванивать, а если телефона у них нет, пишите открытки, посетите на дому. Не забудьте зафиксировать поделанную работу в формулярах и дневнике.

Домашнее задание: Проверьте правильность расстановки своего книжного фонда, согласно имеющимся разделителям.

Статистический учет в библиотеке. Справочно-библиографический аппарат. Система каталогов и картотек

Для чего нужен статистический учет в библиотеке?

Статистический учет в библиотеке ― это регистрация, подсчет и количественная характеристика объема, состава и движения библиотечного фонда; числа и состава читателей и книговыдач; объема и состава массовой, библиографической, методической и других видов библиотечной работы для изучения деятельности библиотек, обобщения результатов и последующего планирования развития библиотечного дела. Различаются 3 вида учета ― оперативный (или первичный), статистический и бухгалтерский, которые тесно связаны между собой.

В оперативный или (первичный) учет входит систематическая регистрация каждого процесса работы библиотеки тотчас по выполнению его: своевременное оформление документов на поступление и выбывшие книги, запись полученной литературы в книгу суммарного учета и инвентарную книгу, заполнение читательских формуляров и запись в них выданных книг, регулярное ведение «Дневника работы», который заполняется по установленным формам и правилам. Без оперативного учета невозможен никакой другой учет библиотечного дела.

Со времен существования первых библиотек и до наших дней проблема сохранности библиотечного фонда остается актуальной. Сохранность библиотечного фонда включает и охрану изданий от разрушения и от противоправных действий крадущих библиотечные книги, и урон от недобросовестных читателей, не возвращающих книги в библиотеки, которых библиотекари и называют задолжниками. Как правило, у задолжников находятся книги, которые необходимы другим читателям: детская, научно-популярная, художественная литература, отраслевые издания.

Но не поразительно ли, что фонд библиотеки может потерпеть самый большой ущерб как раз от тех, для кого он предназначен, и что именно работа с читателями-задолжниками отнимает массу рабочего времени, сил и нервов у сотрудников библиотек. Основными причинами невозвращения читателями – должниками литературы является низкая культура пользования библиотечным фондом и убежденность в своей безнаказанности.

Основной задачей отдела обслуживания как структурного подразделения библиотеки является обеспечение выполнения всех библиотечных услуг, оперативность и качество обслуживания, а значит недопущение отказов. А одна из причин отказов на книги как раз их несвоевременный возврат некоторыми пользователями библиотеки.

В летние месяцы 2017 года, в июле-августе, Мишкинская центральная библиотека объявила акцию «Библиотека без задолжников». Мы благодарны всем, кто откликнулся на нее. На сегодняшний день в Центральную библиотеку из списка книг-задолжников возвращено 15 документов, заменено 138 книги, 77 читателей-должников «возвращены в строй» дисциплинированных читателей.

Однако основной упор в «работе с задолжниками» наша библиотека делает не только на акции по возврату книг, а, в первую очередь, на профилактику данного явления, т.е. на воспитание культуры читателя. В чем проявляется это? С читателями работают еще до того, как они стали задолжниками: знакомят их с Правилами пользования библиотекой, потому что незнание – самая распространенная причина нарушения; обращают особое внимание на сроки возврата книги при ее записи – по необходимости увеличивая их по просьбе пользователя; поощряют тех, кто возвращает документы в срок.

Акция продолжается, и мы просим подумать пользователей библиотеки: «Надо ли хранить в своем книжном шкафу библиотечную книгу (еще хуже забросить ее пылиться), может лучше вернуть ее в библиотеку и вновь стать читателем, а не задолжником?».

Будем признательны всем, кто примет участие в акции по возвращению задолженной книги.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector