Ширина проезжей части в городе

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, какой должна быть ширина полосы автомобильной дороги в соответствии со стандартами.

Некоторые водители ошибочно считают, что существует единая цифра, которой должны соответствовать абсолютно все дороги. Однако на самом деле это не так. Существуют несколько факторов, влияющих на размеры полосы. Именно они и будут рассмотрены сегодня:

Ширина полосы за городом

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог". Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — "в населенном пункте" и "вне населенного пункта". И тут важно не запутаться.

ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.

Ширина полосы движения, м Категория дороги Описание
4,5 V Дорога с одной полосой движения. Такие дороги могут использоваться для подъезда к отдаленным деревням с небольшим количеством жителей.
3,75 IА, IБ, IВ, II (c 2 полосами) IА, IБ, IВ — широкие дороги (с 4 полосами и более), имеющие разделительную полосу. Это самые скоростные дороги в России.
II (c 2 полосами) — двухполосная дорога без разделительной полосы. Это самый распространенный тип дорог вне населенных пунктов.
3,5 II (с 4 полосами), III II (с 4 полосами) — четырехполосная дорога с разделительной полосой или без нее.
III — двухполосная дорога, на которой нет железнодорожных переездов и пересечений с трамвайной линией (только путепроводы).
3 IV Двухполосная дорога, которая может пересекать трамвайные или железнодорожные пути.

Обратите внимание, размеры полос в ГОСТ варьируются в широких пределах (3 — 4,5 метра). Причем легковой автомобиль на такой полосе помещается без проблем, т.к. даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2-х метров.

Еще раз напоминаю, что указанные размеры не распространяются на городские улицы.

Ширина полосы движения в городе

Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

Ширина полосы движения, м Тип дороги и описание
4 Пешеходно-транспортная магистральная улица районного значения, 2 полосы.
3,75 Магистральная дорога скоростного движения, 4-8 полос.
Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, 4-8 полос.
3,5 Магистральная дорога регулируемого движения, 2-6 полос.
Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, 4-8 полос.
Транспортно-пешеходная магистральная улица районного значения, 2-4 полос.
Улицы и дороги местного значения научно-производственных и коммунально-складских районов, 2-4 полос.
Второстепенные проезды, 1 полоса.
3 Улицы и дороги местного значения в жилой застройке, 2-3 полосы.
Улицы и дороги местного значения — парковые дороги, 2 полосы.
2,75 Основные проезды, 2 полосы.

Таким образом, ширина полос в городах (2,75 — 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.

Что делать с полосами неправильного размера?

Обратите внимание, иногда на дорогах можно встретить полосы движения, ширина которых не соответствует стандартам. В это случае следует руководствоваться дорожной разметкой, нанесенной на проезжей части, а не теоретическими значениями. Ведь в случае ДТП сотрудники ГИБДД и судья будут смотреть на фактическое состояние проезжей части, а не на теоретическое.

Однако в некоторых случаях имеет смысл "разобраться" с неправильной разметкой на проезжей части.

Например, вне населенных пунктов мне довелось встретить полосу движения, которая постепенно сужалась и в итоге ее ширина составила около 1,5 метров. Естественно, автомобили на такой полосе не помещались и им приходилось частично выезжать на соседнюю.

Если Вам на практике встретилось что-то подобное, то проблему можно решить. Причем это не очень сложно. Для этого достаточно написать обращение в местную организацию, занимающуюся содержанием дороги. И самым сложным при этом является поиск этой организации, т.к. в каждом регионе используется собственное название.

Тем не менее, если у Вас возникли сложности на этом этапе, то просто напишите обращение в местную администрацию (администрацию города, района, префектуру и т.п.). В тексте обращения можно указать следующее:

Около дома 18 по улице Ленина в городе Москва нанесена сплошная линия разметки. При этом ширина крайней правой полосы (направление — в центр) составляет 2,24 метра и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.

Читайте также:  С какого часа начинается день

Прошу исправить организацию дорожного движения на данном участке (нанести новую разметку).

Подобное обращение — это хороший способ исправить недостатки организации дорожного движения.

Все вопросы, касающиеся обустройства дорог в Российской Федерации, расписаны в документе под названием ГОСТ Р 52399-2005. В частности, здесь имеются следующие пункты:

  • какую скорость можно развивать на участках дороги с тем или иным уклоном;
  • параметры элементов дороги — ширина проезжей части, обочины, ширина разделительной полосы для многополостных магистралей.

На нашем автомобильном портале Vodi.su в данной статье мы рассмотрим именно второй пункт — какая ширина полосы движения предусмотрена российскими стандартами. Также, довольно актуальные проблемы: можно ли как-то отстоять свою невиновность, если ДТП случилось на узкой трассе, не соответствующей стандарту? Можно ли как-то избежать ответственности либо добиться компенсации, если ваш автомобиль пострадал из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия в регионе проживания?

Определения понятия — «Полоса движения»

Проезжая часть, как известно, в большинстве случаев предназначена для передвижения автомобилей в обоих направлениях. Дорога для двухстороннего движения состоит как минимум из двух полос. Сегодня в России ведется активное дорожное строительство и скоростные магистрали с четырьмя полосами для движения в одном направлении не являются редкостью.

Таким образом, согласно правилам дорожного движения, полоса движения — это часть проезжей части, по которой транспортные средства движутся в одном направлении. Она отделена от других полос с помощью дорожной разметки.

Стоит также заменить, что во многих городах появились так называемые дороги для реверсивного движения, о которых мы уже писали на Vodi.su. На реверсивных дорогах движение по одной полосе возможно в обоих направлениях в разные периоды времени.

ГОСТ

По выше указанному документу в России определена следующая ширина полосы движения для дорог и магистралей различных категорий:

  • скоростные магистрали категорий 1А, 1Б, 1В на 4 полосы — 3,75 метра;
  • дороги второй категории (не скоростные) на 4 полосы — 3,75 м., на две полосы — 3,5 метра;
  • третья и четвертая категории на 2 полосы — 3,5 метра;
  • пятая категория (однополосные) — 4,5 метра.

Также в этом документе приводятся данные для ширины других элементов дорог. Так, на скоростных магистралях это следующие значения:

  • ширина обочины — 3,75 метра;
  • ширина краевой полосы у обочины — 0,75 м.;
  • ширина укрепленной части обочины — 2,5 метра;
  • разделительная линия на 4-полосных магистралях (без ограждения) — не менее шести метров;
  • разделительная линия с ограждением — 2 метра.

Кроме того, разделительная линия с ограждением или без него должна быть отделена от проезжей части краевой полосой безопасности, которая не может быть уже, чем 1 метр.

Отдельно стоит остановиться на таком моменте, как ширина полосы движения на городских дорогах. Очень часто она не совпадает с требуемыми значениями. Это объясняется тем, что центральные районы многих городов в России возводились еще в те далекие времена, когда автомобилей не было и в помине. Поэтому улицы здесь узкие. Если же речь идет о недавно построенных городских магистралях, то их ширина в обязательном порядке должна соответствовать требованиям ГОСТ.

Тем не менее, движение на дорогах уже 2,75 метров запрещено. Это относится как к городам, так и к междугородним поездкам. Это правило не распространяется на транспортные средства коммунальных служб или на машины для доставки товара. Такие узкие проезды могут быть и в спальных районах, но они не предназначены для сквозного движения.

Категории автомобильных дорог

В РФ категории и классификация автомобильных дорог рассматриваются в ГОСТ 52398-2005. Согласно ему, к скоростным магистралям первой и второй категории принадлежат автобаны, с не менее, чем 4 полосами для движения в одну сторону. На них также в обязательном порядке имеются многоуровневые развязки и многоуровневые пересечения с железными, дорогами, пешеходными или велосипедными дорожками. Пешеходные переходы только через мосты или подземные переходы.

На такой дороге вам вряд ли придется ждать на ж/д переезде, пока проедет поезд. Именно к данному классу будет отнесена скоростная трасса Москва-Санкт-Петербург, которую строят к ЧМ-2018. О ней мы уже писали на Води.су.

Дороги второй и всех последующих категорий не оснащаются разделительными ограждениями. Раздел обозначается с помощью разметки. Также пересечения с железными дорогами или пешеходными переходами на одном уровне. То есть это простые трассы регионального значения, разгоняться быстрее 70-90 км/час на них запрещается.

Читайте также:  Сумма налога по договору дарения

Нарушение ПДД на узкой дороге

Многие водители могут апеллировать к тому, что нарушили правила или совершили наезд на пешехода на дороге, ширина которой слишком маленькая. Согласно ПДД, если нарушение совершено на дороге шире, чем 2,75 метра, то доказать что-либо вам вряд ли удастся.

Совсем другое дело, когда из-за неудовлетворительной работы дорожных и коммунальных служб ширина проезжей части уменьшается. Например, зимой часто можно увидеть огромные отвалы снега и сугробы на обочине, из-за которых ширина уменьшается. Из-за этого во время совершения маневра водитель может выехать на встречную полосу, а за такое нарушение возможен штраф 5 тысяч или лишение прав на полгода (КоАП 12.15 ч.4).

В таком случае вы можете, к примеру, измерить ширину дороги, и если она окажется меньше 2,75 метров, то можно отделаться по статье 12.15 ч.3 — выезд на встречную полосу при объезде помехи. Штраф будет составлять 1-1,5 тыс. рублей. Ну а при желании можно заручиться помощью опытных автоюристов, которые не только докажут вашу невиновность, но и заставят коммунальные или дорожные службы компенсировать ущерб.

Но, несмотря на погодные условия и состояние дорожного покрытия, помните, что согласно ПДД водитель должен учитывать не только дорожную ситуацию, но и состояние проезжей части.

Такой параметр, как ширина дорожных полос, является очень важным. Размеры определяются стандартом ГОСТ отдельно для каждой полосы, с целью корректировки транспортного потока. Существуют определенные указания относительного того, какие полосы должны быть нанесены на дорожные покрытия различных типов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Отдельно были введены стандарты для разметки магистрали, обочины. Водитель должен знать об этих стандартах для того, чтобы доказать свою невиновность в дорожно – транспортном происшествии.

От чего зависит

Следует учитывать, что размер полос может отличаться для разных участков дороги и местностей. Чтобы не ошибиться, и не нарушить ПДД, водитель должен внимательно следить не только за знаками, запрещающими остановку или обгон, но и за линиями, нанесенными на трассе.

Ширина полосы движения по ГОСТ стандарту может зависеть от некоторых факторов:

  1. Тип трассы по значимости – местная, федеральная или республиканская.
  2. Количество полос движения.
  3. Место пролегания – в городе или пригороде.
  4. Максимально допустимая скорость на участке.

Так, по стандарту, ширина разметки для двухполосной магистрали будет отличаться от восьмиполосной. Тот же параметр, который используется на скоростной трассе, не подойдет для дорожной.

Во избежание совершения водителями нарушения, работники Росавтодора должны следить за тем, чтобы разметка не стиралась, и не утончалась. Если водителю будут начислены штрафы за нарушение норм движения, но линии на трассе не соответствуют нормам, то их можно оспорить.

Необходимо учитывать следующие нормы:

  1. На не скоростных трассах обычного типа разделительная полоса наносится в соответствие с особенностями проектов по организации дорожного движения.
  2. Для автомагистралей и скоростных дорог обязательно наличие центральной разделительной полосы, независимо от количества транспортных потоков.
  3. Обязательно должны быть обозначены пешеходные линии.

Если водитель уверен в том, что он не нарушал правил движения, а скорость была допустимой, то можно обжаловать постановление ГИБДД, но на место будут высланы проверяющие инспектора, которые проведут замеры разметки.

Виды дорог

В соответствие с нормами российского законодательства, по стандарту ГОСТ, ширина дорожной разметки должна выбираться в соответствие с типом самой полосы. Данное условие является обязательным и выполняется в целях обеспечения безопасности движения.

Государственные служащие, принимающие трассу, должны провести замер габаритов и убедиться в том, что они полностью соответствуют установленным нормативам. Так, ширина зависит от типа проложенной магистрали.

Можно выделить несколько видов:

  1. Двусторонние 4 и 8 полосные дороги магистрального типа, предназначенные для движения с высокой скоростью – не более 130 километров в час.
  2. Городские скоростные дороги, с максимальной скоростью перемещения по ним – 100 км.в час.
  3. Двух и шестиполосные двусторонние магистрали, на которых возможно регулирование транспортного потока, а действующий скоростной режим – не более 80 км. в час.
  4. Аналогичные магистрали с регулированием потоков, но состоящие из 4 и 8 полос.
  5. Транспортно – пешеходные, 2 и 4 полосные магистрали, на которых обязательно накладывается обочина. Назначение такой трассы – районное, а скорость движения не превышает 70 км. в час.
  6. Участки, предназначенные для проезда к крупным предприятиям – производственным или транспортным. Преимущественно происходит перемещение крупногабаритных машин.
  7. Обычные магистрали с минимальной шириной, допустимой правилами. Они могут быть второстепенными и удаленными от населенных пунктов, а также использоваться в качестве проездов к жилым зданиям и кварталам.
Читайте также:  Статья 223 ук рф с изменениями

Стандартами устанавливаются показатели ширины автомобильной трассы и размер разделительной полосы. Ширина может составлять не менее трех метров, но чаще всего, в России, при проведении дорожных работ допустим показатель 2,75 метров. На обычных дорогах это значение также может применяться.

Наиболее важный вопрос – ширина автополосы. Не случайно были приняты действующие значения ГОСТ. Они принимаются для того, чтобы создать безопасности движения, которая во многом зависит от того, насколько правильно нанесена разметка, и какие действующие стандарты соблюдаются.

Водитель должен следить за разметкой, но ее фактические показатели толщины могут его заинтересовать в том случае, если возник спор с ГИБДД.

Нормы в России

Существует несколько различных видов дорог – от крупнейших многополосных автомагистралей, до односторонних проселочных трасс. В связи с этим, стандартом определяются нормы отдельно для каждого типа, поскольку введение единого показателя было бы неверным действием.

ГОСТ содержит определенные рекомендации для полосы каждого типа. Но при этом следует учитывать, что в России возможно строительством магистралей не более 3 метров, в связи с чем нормы ГОСТа не всегда используются.

Сегодня действует несколько основных нормативных требований, которые должны соблюдаться:

  1. Для трасс, не имеющих дополнительно слоя из асфальта или бетона, нормативы разметки не определяются, допускается использование любой ширины.
  2. Для улиц, расположенных в зоне населенного пункта, дороги, которые являются второстепенными проездами, должны иметь ширину не менее 2,75 метров.
  3. Для трас, которые расположены в зонах районного значения, в поселках и городах, которые относятся к транспортно – пешеходным магистралям, наносится разметка не менее 2,75 метров и до 4 м.кв.
  4. Дороги, расположенные между городами, должны предоставлять для движения водителям полосы около 3,75 метров.
  5. Трассы третьей категории, которые расположены между городами, должны иметь полосу шириной 3,5 метра.
  6. Магистрали 4 категории имеют полосы не менее 3 метров.

Кроме того, в России часто встречаются магистрали, предназначенные для движения легковых и грузовых машин. Их ширина должна быть не менее 3 метров.

Как доказать невиновность в суде

В случае, если водителю был выписан штраф, или отобрано водительское удостоверение, и он желает доказать свою невиновность, то необходимо заблаговременно начать подготовку к суду. При этом будет нелишним получить поддержку специалиста.

Компетентный адвокат сумеет собрать все факты и построить защиту таким образом, что водителю будет назначен минимальный штраф, а повода для отобрания ВУ не найдется. Однако, если нет средств для того, чтобы обратиться за помощью, можно попытаться отстоять свои права самостоятельно.

Процесс может быть упрощен при наличии следующих факторов:

  1. Убежденность водителя в том, что он не совершал никакого правонарушения.
  2. Осознание всех требований закона, которые предъявляются к водителю.
  3. Наличие одного или двух свидетелей, которые могут раскрыть картину произошедшего и подтвердить невиновность конкретного гражданина.
  4. Наличие записей на видеорегистраторе, которые могут быть использованы как доказательство невиновности человека.
  5. Припоминание водителем тех ситуаций, когда он был вынужден выехать на встречную полосу.
  6. Указание в заявлении об обжаловании иска особенностей транспортной магистрали, ее непригодности для движения конкретных ТС, неправильно нанесенной разметки.

Применяя все вышеописанные способы, водитель сможет как минимум, смягчить наказание за то нарушение, которое он совершил. Зачастую водители выигрывают подобные дела, поскольку неправильная разметка — серьезное нарушение норм законодательства.

Если профессионально подготовиться к заседанию, можно даже сохранить водительские права, если возникла угроза их отобрания.

Не следует намеренно совершать правонарушение, а потом пытаться доказать, что транспортная магистраль не соответствует нормам. Но если возникла ситуация, при которой было невозможно избежать объезда или выезда за линию разметки, либо она нанесена неправильно, то стоит попытаться защитить свои права в суде.

Видео по теме:

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Ссылка на основную публикацию
    Займ на карту
    close slider

    Adblock detector