Штраф за каждый день просрочки

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс « Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов ». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок» Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств. При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта. В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).

Читайте также:  Рабочая виза в индию для россиян

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Читайте также:  Предмет расчета в кассовом чеке

Статьи по теме

Когда одна сторона срывает сроки выполнения своих обязательств по договору или выполняет эти обязательства некачественно, вторая может потребовать выплатить неустойку. Рассмотрим, каков порядок начисления пени, как рассчитать пени за каждый день просрочки и чем пени отличаются от штрафов.

Размер пени

Пени идут за каждый день просрочки. Отсчет идет со следующего дня после истечения прописанного в контракте срока. Порядок начисления для заказчика и исполнителя разный, но в обоих случаях пеня устанавливается контрактом.

Если свои обязательства вовремя не выполнил заказчик, пеня устанавливается в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, которая действует на момент уплаты, от не выплаченной в срок суммы.

Если сроки сорвал поставщик, пеня определяется по специальной формуле.

Как рассчитать пени

Мы упомянули о формуле, по которой можно рассчитать пени. Разберем подробнее, как рассчитать размер пени за просрочку.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Формула выглядит так: П = (Ц — В) х С, где:

Ц — цена контракта;

В — стоимость обязательства, которое поставщик успел исполнить в срок. Определить ее можно на основании документа о приемке товаров и результатов работ;

С — размер ставки.

Отдельно о том, как определить размер ставки. Он тоже рассчитывается по формуле: С=СЦБ х ДП

СЦБ – ставка ЦБ на дату уплаты, определяемая с учетом коэффициента К;

ДП – количество дней просрочки.

Чтобы узнать коэффициент К, необходимо количество дней просрочки поделить на срок исполнения обязательств по контракту и умножить на 100 процентов.

Если полученное число меньше 50 процентов, размер ставки принимается равным 0,01 ставки рефинансирования ЦБ;

Если оно находится в пределах от 50 до 100 процентов, то 0,02 ставки;

Кстати, совсем не обязательно считать все это вручную. Существует масса программ, которые производят расчет пени по госконтракту. Калькулятор расчета пени по 44-ФЗ можно найти в сети Интернет.

Прежде чем перейти к штрафам, скажем еще пару слов о пени. Существует еще один случай, когда ее могут начислить. По 44-ФЗ в случае, если цена контракта превышает размер, который установило Правительство страны, поставщик обязан дать информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, которые заключили с ним договоры, если их общая цена составляет больше десяти процентов цены контракта. На это исполнителю дается 10 дней с момента заключения контракта. Если он не укладывается в срок, то ему начисляют пени в размере 1/300 действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ.

Читайте также:

Начисление штрафа

Важно понимать отличие пени от штрафа. Если первые начисляют за просрочку, то вторые – за некачественное исполнение своих обязательств, просрочка сюда не входит. Размер штрафа устанавливается в договоре. Это фиксированная сумма. Порядок начисления штрафа зависит от цены контракта и опять же от того, кто именно нарушил условия – заказчик или поставщик.

Сначала поговорим о тех случаях, когда просрочку допустил заказчик. Его штраф составит:

  • 2,5 процента цены контракта, если она меньше 3 миллионов рублей;
  • 2 процента, если она находится в пределах 3-50 миллионов;
  • 1,5 процента в случае, если цена составляет от 50 до 100 миллионов;
  • Если цена контракта превышает 100 миллионов, то 0,5 процента.

Штраф поставщика будет равен:

  • 10 процентов от цены контракта в случае, если она не превышает 3 миллиона рублей;
  • 5 процентов, если цена составляет от 3 до 50 миллионов;
  • 1 процент, если цена составляет от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 0,5 процента, если она превышает 100 миллионов.

Отметим, что сторону могут освободить от уплаты и пени, и штрафа, если она сможет доказать, что не выполнила обязательства из-за действия непреодолимой силы или же по вине другой стороны.

Также стоит сказать, что в 2016 году заказчик может предоставить исполнителю отсрочку уплаты неустоек, а также списать их в том случае, если исполнитель выполнит свои обязательства по контракту, за исключением гарантийных, в полном объеме до 2017 года.

Это интересно:

Порядок предоставления отсрочки и списания неустойки прописан в законе. К примеру, если сумма невыплаченных пеней или штрафов меньше 5 процентов цены контракта, заказчик списывает всю сумму. Если невыплаченная неустойка находится в пределах от 5 до 20 процентов от цены контракта, дает отсрочку до конца финансового года или может списать половину суммы при условии, что вторую половину выплатят до конца финансового года. Если же сумма неустойки больше 20 процентов, то может быть лишь дана отсрочка.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку

О законности установления штрафа за каждый день просрочки и одноразовой пени

Нередко в договорах приходится видеть, что санкция за нарушение обязательства (например, по поставке товара) устанавливается в виде штрафа или пени по какой-либо ставке за каждый день просрочки поставки от стоимости товара, поставка которого просрочена.

Насколько сочетается такое положение договора с законодательством? Ведь пеня – это санкция за нарушение денежных обязательств, а здесь речь идет о передаче товара. Штраф же носит одноразовый характер, а в данном случае взыскивается многократно, за каждый день просрочки.

Читайте также:  Письменный отказ от должности

Такие положения договоров, по нашему мнению, плохо сочетаются с требованиями гражданского законодательства, но на практике никаких проблем с их применением пока, как правило, не возникает.

Статья 549 ГК однозначно определяет, что штрафом является неустойка, которая исчисляется в процентах от суммы невыполненного или ненадлежаще выполненного обязательства. То есть, действительно, носит одноразовый характер. В то же время пеня исчисляется в процентах от суммы несвоевременно выполненного денежного обязательства за каждый день просрочки исполнения. Соответственно, она носит длительный характер. К тому же, в отличие от штрафа, который может применяться к любым видам нарушений обязательств (нарушение условий о количестве, качества товаров (работ, услуг), выполнение обязательств ненадлежащим способом, нарушение сроков и проч.) и любым обязательствам (имущественных, неимущественных), пеня должна применяться только за нарушение сроков выполнения денежных обязательств.

Как отмечают авторы научно-практического комментария к ст. 549 ГК , законодатель определил вышеперечисленные признаки штрафа и пени императивно, не предоставив сторонам обязательства возможности их изменять. Это, конечно, не значит, что стороны гражданских правоотношений не могут устанавливать неустойку в твердой сумме или в кратном размере от невыполненного или невыполненного обязательства, а также неустойку за каждую неделю, месяц просрочки. Исходя из диспозитивного метода регулирования гражданских правоотношений и предусмотренной в ч. 3 ст. 6 ГК возможности сторон отступить от положений актов гражданского законодательства, если это ими не запрещено и не вытекает из содержания или сущности правоотношений, они вполне могут это сделать. Но в таком случае им стоит отказаться от использования понятий «штраф» и «пеня». Например, заменив их более широким по смыслу и предоставляемым возможности понятием «неустойка».

Это же, по нашему мнению, должно касаться хозяйственных обязательств и, следовательно, штрафных санкций за их нарушение. Ведь исходя из положений ч. 1 ст. 230 ХК понятие «штрафные санкции» шире не только понятий «пеня» или «штраф», но и «неустойка». Ч. 4 ст. 231 ХК предусматривает, что именно размер штрафных санкций (а не пени или штрафа!) может быть установлен в процентном отношении к сумме невыполненной части обязательства или в некой определенной денежной сумме либо в процентном отношении к сумме обязательства независимо от степени его выполнения, или в кратном размере к стоимости товаров (работ, услуг). Практически, как угодно. Соответственно, если хозяйственным договором предусмотрены штрафные санкции, а не штраф, за каждый день просрочки поставки от стоимости товара, то такие положения вполне соответствуют законодательству. Если же нет – такие положения можно поставить под сомнения на предмет их соответствия требованиям закона.

Впрочем, на практике все эти теоретические выкладки в большинстве случаев не имеют значения. Отечественные суды признают правомерным установление штрафа за каждый день или месяц просрочки исполнения обязательств по поставке товара, нарушение сроков поставки или нарушение сроков внесения платы (см. постановления ВХСУ от 04.11.2008 года по делу № 05/104-08 , от 04.10.2011 года по делу № 6/364-10 , от 07.09.2010 года по делу № 16/627 ). Аналогично суды не видят нарушений в установлении пени в кратном размере от стоимости непоставленной продукции или другого нарушенного обязательства, не являющегося денежным (см. постановления ВХСУ от 05.07.2006 года по делу № 46/468-05 , от 17.06.2008 года по делу № 2/393 , от 20.01.2011 года по делу № 7/179 , постановление ВСУ от 26.03.2008 года по делу № 6-28235св07 ). Основанием для применения таких видов санкций, как правило, служат положения упомянутой ч. 4 ст. 231 ХК , предусматривающей более широкий набор форм штрафных санкций, нежели ст. 549 ГК , а также свобода договора, исходя из которой стороны могут устанавливать другие виды санкций за ненадлежащее выполнение обязательств.

При этом, как отмечают философы, практика хоть и является одним из важнейших критериев истинности, все же далеко не всегда правильно эту истину отображает. Поэтому не факт, что когда-нибудь суды не уделят более пристального внимания правовой природе и названию того вида неустойки, который непосредственно указан в договоре, и изменят свой подход к определению того, можно ли устанавливать штрафы и пеню, не отвечающие требованиям ст. 549 ГК . Пока примеров такого придирчивого изучения немного. Но порой суды задаются вопросом о правовой природе неустойки, установленной договором (является это пеней или все-таки штрафом), и соразмерно с этим решают вопрос об их взыскании (см. постановление ВХСУ от 20.01.2011 года по делу № 7/179 ).

Несмотря на то что на практике правомерным может быть признано взыскание любого вида неустойки, предусмотренного договором, независимо от его названия и содержания, мы все же рекомендуем называть вещи своими именами. Там, где предусмотрено взыскание неустойки одноразово, стоит устанавливать штраф, там, где речь идет о взыскании просрочки за невыполнение денежного обязательства – начислять пеню, а во всех остальных случаях необходимо пользоваться более широкими понятиями неустойки и/или штрафные санкции. Такой подход будет более грамотным, а соответственно, более надежным в случае, если контрагент решит обжаловать положения договора, касающиеся штрафных санкций.

Евгений Даниленко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector