Сколько длится урок у надомника

— В прошлом учебном году в середине года ученика перевели на домашнее обучение по состоянию здоровья. Мне дали 1 час. Вопрос: сколько по времени я должна с ним заниматься в пределах нагрузки?
Нам сказали, что 1 час — это 3 занятия по 20 минут + перемены. Получается более 1 часа. Это так?
— 1 час – это 1 урок, а не три. Если у вас 3 урока по 20 минут, то вас обязаны тарифицировать на 3 часа и проводить соответствующую оплату труда.
(Правовой инспектор труда Башкирского профсоюза Яруллин С.Р.)

— Работаю учителем. Кроме основной нагрузки, имею пять занятий по 20 минут домашнего обучения. Как должны оплачиваться часы домашнего обучения?
— В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" определена продолжительность урока в общеобразовательных учреждениях, которая не должна превышать 45 минут (академический час). Что касается режима учебы при надомном обучении, который может быть существенно облегчен, продолжительность урока строго не регламентируется и зависит от медицинский показаний и состояния обучающегося, при этом академический час может быть сокращен и составлять 20-30 минут, что в любом случае принимается за одно занятие – один час ставки. Таким образом, исходя из данных, указанных в вопросе, Вы должны быть протарифицированы на 5 часов обучения на дому на общих основаниях.
Учителям, осуществляющим индивидуальное обучение на дому производится компенсационная выплата в размере 20% к оплате за фактическую нагрузку (п. 8.6 Постановления Правительства РБ от 27.10.2008 N 374 (ред. от 28.08.2017) "Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Башкортостан"). На часы обучения на дому начисляются также компенсационные и стимулирующие выплаты.
(Главный специалист по экономическому анализу Башкирского профсоюза Хафизова А.В.)

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Во многих ли образовательных организациях вам приходилось работать?

Нет, только в одной

Работал(а) в одной, но в разных филиалах и корпусах

Всего проголосовало: 75

Текущий номер

Наиль Мирсаитов убежден, что работа в сфере образования — это служение

номер 45, от 5 ноября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Как учителю отказаться от непомерной дополнительной нагрузки на текущей или будущей работе — вопрос не праздный. Но как его решать, если с одной стороны пылающие праведным гневом коллеги, обвиняющие в нежелании работать, а с другой — директор, отказывающий в уважении и трудоустройстве "соискателю легкой жизни"? Неужели сдаться и взвалить на себя все, что возложат? Анна Инютина в своей статье предлагает для начала все хорошенько обдумать.

Уже четверть века санкт-петербургская академическая гимназия №56 охотно принимает студентов-практикантов, ведь это один из действенных способов профессионального развития образовательной организации. Как влиться в сплоченный коллектив и стать его существенной частью? Как избежать недопонимания и получить новые знания и навыки? Девять советов будущим коллегам формулирует заместитель директора гимназии Екатерина Тенютина.

"Сейчас появилось огромное количество новейших знаний, к которым, с точки зрения предыдущих поколений, даже подступиться сложно, а современные школьники это уже изучают… Потому что им предстоит совсем другая жизнь. Даже общие базовые знания стали настолько обширными, что, я думаю, лучше предоставить нынешнему юному поколению самому выбирать, как жить и как готовиться к будущей взрослой жизни", — считает Николай Дроздов. Интервью ученого, путешественника, многолетнего ведущего передачи "В мире животных" читайте в рубрике "Гость "УГ".

Наши приложения

30 октября 2015 года в 17:07

Надомное обучение = второсортное?

В педагогической среде априори считается, что ждать от надомного обучения хороших результатов по меньшей мере наивно

Почти в каждой общеобразовательной школе школе есть так называемые "надомники" — дети, обучающиеся на дому по медицинским показаниям. Понятие «надомное обучение» не следует понимать буквально. Обучение таких детей может проводиться как дома, так и в школе — главная его особенность в занятиях тет-а-тет с учителем, то есть в индивидуальном подходе. Вера Кострова

Львиная доля учебного времени, разумеется, отдается основным предметам, но поскольку "музо" и "изо" и прочие хорошие и нужные для жизни предметы из программы не удалены, им тоже приходится уделять внимание — хотя бы 11 с половиной минут в неделю (чаще, конечно, учитель соединяет четвертинки и проводит 23-минутный урок музыки, ОРКСЭ или рисования один раз в две недели).

Словом, положенные часы как дробят, исходя из особенностей предмета и заболевания ребенка, так и объединяют — как правило, это делается для удобства учителя, особенно если живет семья «надомника» в отдалении от школы. Энергозатраты педагога следует экономить, — это общее мнение руководства школ, — особенно в свете того, что оплачивается учителю не ходьба, а преподавание. Поэтому походы «надомника» в школу, естественно по согласованию с родителями, приветствуются. Особенно хорошо, когда ребенок приходит в «окна». И даже бывают случаи, что оформленный как «надомник» ученик сидит на уроках в классе. «А что тут такого, если ему хочется побыть в коллективе?» — против такого аргумента учителям возразить нечего. Но тут есть свои риски, о них речь пойдет ниже.

В общем-то, как видно из приведенных выше данных, в сравнении с обычными школьниками, загруженными чуть не по 8-10 часов в день, «надомники» учатся мало. Но если учесть, что работа с ними ведется индивидуальная (сравнимая по сути с репетиторством, но оплаченным школой), то часы, проведенные с учителем, по эффективности и продуктивности смело можно удвоить. Но даже если мы удвоим (в случае если преподаватель относится к своим обязанностям добросовестно) количество часов, их все равно недостаточно для освоения программы в полном объеме.

Читайте также:  Школа прапорщиков в краснодаре

Неслучайно в образовательных учреждениях повышенного уровня — лицеях и гимназиях с профильным преподаванием тех или иных дисциплин — надомники встречаются нечасто. Обычно, если у ученика физ-мат лицея или языковой гимназии появляются серьезные (долговременные) проблемы со здоровьем, сопряженные с необходимостью учить его на дому, администрация довольно твердо дает понять родителям, что ребенка нужно переводить в школу по месту жительства — «для его же блага», потому что «ребенок не справится с серьезной нагрузкой, будет отставать и испытывать моральный дискомфорт».

О чем свидетельствует этот широко известный факт? О том, что надомное обучение в педагогической среде априори считается второсортным — ждать от него хороших результатов по меньшей мере наивно.

Я сразу оговорюсь, что надомное обучение не нужно путать с экстернатом (очно-заочной), дистанционным (заочной) формами обучения и тем более с семейным образованием, хотя по сути, все названные формы являются домашними. За надомное обучение целиком ответственна школа, в которой числится ребенок. Она отвечает за выполнение программы, контролирует педагогов и из своего бюджета оплачивает их труд. Нетрудно догадаться, что если надомников в школе много и тем более, если надомники появляются в середине финансового года, после утверждения бюджета, стоимость одного урока резко падает — потому что школьный бюджет подобен тришкину кафтану.

Но поскольку основанием для перевода на надомное обучение является документ о временном или долговременном нездоровье ученика и заключение комиссии лечебно-профилактического учреждения, то школе приходится мириться с данностью и решать проблему, рассчитывая только на свои силы. Она и решает. Как может.

Часто родители надомников бывают недовольны организацией обучения. Многие из них жалуются, что уроки нередко пропускаются, переносятся, комкаются, проводятся без должного внимания. Они не понимают, что корень проблемы кроется в финансовой плоскости. Учителя в большинстве своем люди ответственные и добросовестные, склонные радеть о результате и выполнять обязанности. Но сегодня они настолько перегружены ими, что им не позавидуешь. Многие функции, возложенные на учителя, вовсе не оплачиваются, что-то оплачивается символически. Мотивации по сути нет, расчет лишь на энтузиазм. Учитель, занимаясь с надомником, чаще всего даже понятия не имеет, сколько стоит его час — об этом знает лишь бухгалтерия, но делиться своим знанием не торопится, потому что суммы «плавают». И чаще всего «плывут» они в сторону уменьшения в связи с сокращением бюджета. О серьезном урезании бюджета и необходимости жесткой экономии бюджетных средств директора говорят уже второй год. Станешь ли стимулировать и мотивировать, если денег не хватает даже на зарплату? Удивительно ли, что тарификация учителей, обучающих «надомников», проведенная в начале года, далеко не всегда совпадает с последующими реальными выплатами.

Но это только часть трудностей. Вторая часть чисто организационная. Составить удобное для всех педагогов «надомное» расписание, особенно если «надомников» в школе много, не представляется возможным. Индивидуальные графики то и дело корректируются в связи с общешкольными и внеклассными мероприятиями, которые хоть и планируются заранее, но проводятся когда придется (и тут все понятно, ибо школа — живой организм и нельзя требовать от нее протокольного выполнения планов). Поэтому далеко не всегда учителя виноваты в том, что индивидуальный урок срывается или переносится, или — того хуже — проводится в спешке.

Есть еще один важный момент. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации. Замечу, дает право, но не обязывает. Поэтому если родители хотят, чтобы их ребенок посещал школу наравне со всеми, администрация школы не может этому препятствовать. В крайнем случае — может аргументированно убеждать. Причем очень важно, если убедить родителей учить на дому не удается, заручиться документом, снимающим со школы ответственность — в этом случае нужно взять с родителей заявление и расписку в том, что они отдают себе отчет о возможных рисках.

Риски, конечно же, есть. Дети с ДЦП испытывают трудности с передвижением и, попав в толпу несущихся по лестницам школьников, могут потерять равновесие, упасть и сильно удариться. У астматиков и эпилептиков школа может спровоцировать приступ, а помощь далеко не всегда поспевает вовремя. Так, несколько лет назад в одной из нижегородских школ произошел трагический случай. Девочка, больная астмой, скончалась от приступа в школе, не дождавшись приезда скорой. По документом она числилась на надомном обучении, но родители хотели, чтобы она ходила на уроки. Девочка была способной, и ей хотелось быть в коллективе. Но так как просьба родителей была устной и заявления с них не требовали, вся ответственность за трагедию легла на руководство школы.

Поэтому как сделать для ребенка лучше, гуманнее, разумнее, должны все-таки решать родители. На школу надейся, а сам не плошай, как говорится. Конечно, у всех детей должны быть равные шансы на образование. В идеале. Но наша страна пока бедна и не может, даже по финансовым причинам, обеспечить всем детям равные условия. Это нужно признать, чтобы не требовать невозможного от директоров и педагогов.

Каким может быть решение проблемы? На мой взгляд, самым разумным представляется создание при муниципалитетах единого центра, занимающегося детьми, нуждающимися в особом, индивидуальном обучении. При центре должна работать одна или несколько (в зависимости от численности школьников) мобильных педагогических бригад, хорошо оснащенных и отдельно финансируемых. Все специалисты этого центра должны в идеале получать особую квалификацию «педагог, работающий по программе индивидуального обучения». Только тогда можно будет требовать стопроцентного качества преподавания. Причем зарплата такого педагога должна рассчитываться особым образом, с повышающим за сложность и удаленность коэффициентом. В свете того, о чем уже давно говорят дошкольные психологи и дефектологи, уменьшения количества «надомников» в будущем ожидать не приходится. При том, что речь здесь лишь о детях с сохранным интеллектом. О надомниках коррекционных школ разговор особый.

Возможны, конечно, и другие варианты организации обучения. Но принцип решения проблем один — необходимо в первую очередь создать работникам условия, при которых можно требовать высокого качества. А если работа хронически выполняется плохо, значит условия из рук вон плохи.

Читайте также:  Среднерослые деревья это какие

От редакции сайта «Учительской газеты»

Этой публикацией на сайте «Учительской газеты» мы открываем серию материалов, с помощью которых планируем показать и проанализировать ситуацию с надомным обучением в России.

Тему для этой серии публикаций подсказала нам победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» Ольга Рычкова, учитель математики средней школы поселка Кобра Нагорского района Кировской области. Именно она задала Владимиру Путину вопрос о проблемах тарификации часов для детей-надомников во время встречи в городе Сочи Президента России с пятнадцатью лауреатами конкурса «Учитель года России-2015». Тогда Владимир Путин поручил присутствующему на встрече министру образования и науки Дмитрию Ливанову разобраться в сути вопроса, ответ на который в Сочи так и не прозвучал.

Как на самом деле обстоит ситуация с обучением детей-надомников? Реально ли для них получение качественного образования на том же уровне, что и для детей, посещающих школы?

Следите за материалами нашего сайта.

Ольга Кико, учитель истории и обществознания школы №5 города Гая Оренбургской области:

В надомном обучении, как и в обычном, все неодинаково. Разные ситуации и, соответственно, разное качество. Если ученик на надомном обучении временно и с травмой, не влияющей на интеллект, то у него уроки ведут, как правило, те же педагоги, что и в его классе. Потери в качестве для ребенка в этом случае невелики, просто часов меньше. Но если ученик ответственно готовится, да еще знает, что его обязательно спросят (ведь на уроке только он), то все можно изучить и за короткое время. Я сама занималась с такими детьми, иногда по несколько месяцев, иногда и по скайпу (в период инфекций).

Хуже тем детям, которые на надомном обучении годами и у которых существенные психологические и интеллектуальные проблемы. С ними тяжело и малорезультативно. Специалистов для работы с такими детьми обычно в школе нет, а педагогу невыгодно из-за одного-двух часов готовить абсолютно другую программу. Да и времени на посещение обычно уходит много. Скажем так, затраты не окупаются. Поэтому часто с такими детьми занимаются учителя недогруженные, которым деваться некуда: часы нужны. Но есть и тут хорошие примеры. В нашей школе училась девочка с ДЦП, причем довольно тяжелым. Правда, ее мама — сама педагог, и это, видимо, сыграло положительную роль. Девочка закончила школу, техникум по дистанционной программе и в этом году поступила в МГУ. Из Москвы приехала, воспрянувшая духом, говорит, что там их очень хорошо приняли.
То есть все-таки в обучении, как обычном, так и надомном, очень многое зависит от самих детей и их родителей. Результат определяют именно их совместные усилия.

Алексей Овчинников, учитель биологии средней общеобразовательной школы села Баловнево Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»:

Надомное обучение — лишь один из вариантов получения образования учеником, по тем или иным причинам не имеющего возможности посещать образовательное учреждение. Например, в рамках ПНП «Образование» в 2009-2012 годах действовала программа «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», согласно которой в каждом регионе должно было быть организовано не менее одного центра дистанционного образования для детей-инвалидов.

Во многих регионах эти центры работают, например, в Липецкой области. Я сам работал в таком центре четыре года. Создание дистанционных центров было федеральной программой, деньги на которую выделяли на условиях софинансирования. Но большая часть средств была федеральной.

Важно, что подобные центры дистанционного обучения, как правило, регионального уровня, т.е. финансируются нормально и у детей там полноценная учебная нагрузка, как в обычной школе.

Другой вариант – это интернаты различного вида. Для некоторых детей — это возможность и учиться, и лечиться, т.к. там обычно есть штат узких специалистов и специальные условия для детей-инвалидов. Причем, в Липецке, например, дети, живущие в областном центре, могут жить дома, а учиться в интернате, а иногородние там же и живут. Более того, процесс дальнейшего трудоустройства выпускников не остается без решения, а существует система сопровождения ребят, в результате чего они имеют возможность реализоваться во взрослой жизни.

Сейчас, на фоне перехода к инклюзии, многие спецучреждения закрывают («Учительская газета» периодически об этом пишет), хотя зачастую это не целесообразно по многим причинам.

Хочу обратить внимание и на то (мой опыт работы это подтверждает), что дети с заболеваниями, но посещающие школу, развиваются, обучаются, социализируются успешнее, чем их ровесники, находящиеся дома или в спецучреждении.

Вариант собственно надомного обучения – самый плохой, т.к. очень затратный для школы, а надомников «прикрепляют» именно к школам. Если школа маленькая, а учредитель (муниципалитет) бедный, то и стараются дать этим детям поменьше часов, потому что полную нагрузку бюджет не потянет.

В идеале у ребенка должно быть несколько вариантов получения образования, чтобы можно было выбрать лучший именно в конкретном случае. Для кого-то на самом деле и 8 часов может быть достаточно. Я бы не стал данный вопрос решать по принципу «взять и вместо 8 часов дать всем по 20». Хотя в каком-то конкретном случае нужно сделать именно так. Возможно, нужно лучше изучать имеющиеся возможности и персонально работать с каждым ребенком, выбирая для него оптимальные формы, методы и траектории получения образования.

Готовим к публикации!

Продолжением темы «домашнего» воспитания станут материалы об организации экстерната и семейного образования. Следите за материалами нашего сайта!

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически — это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого из них, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Читайте также:  Транзитный проезд через литву

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождает интерактивное домашние задание и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector