Срок замены трансформаторов тока

Лицензии

Необходимость замены трансформаторов тока возникает при проведении поверочных мероприятий, которые – в зависимости от типа прибора, мощности и нагрузки – проводятся один раз 4-8 лет. Учитывая, что поверочные работы с трансформатором тока очень сложны, оптимально приобретать новые – с самым свежим сроком поверки.

Компания "10 киловольт" производит замену трансформаторов тока, устанавливает электросчетчики, проводит монтажные и проектировочные работы. Для консультаций и вопросов просим обращаться по указанным выше телефонам.

Прайс-лист на установку (замену) и перепрограммирование электросчетчиков
Наименование работы Ед. изм. Цена (руб.)
1 Замена (монтаж и демонтаж) электросчётчика однофазного (однотарифного, многотарифного) шт. 2000
2 Замена (монтаж и демонтаж) электросчётчика трехфазного (прямого включения или косвенного) шт. 3500
3 Установка, замена трансформаторов тока в цепях учета и защиты (до 1000 В) шт. 3200
4 Программирование тарифного расписания или переход на зимнее/летнее время шт. 1000
5 Меркурий 200.02 (однофазный, многотарифный) шт. 1800
6 Меркурий 230 ART-01CN (прямого включения) шт. 4700

Замена трансформаторов тока и электросчетчиков

Периодичность проверки прибора учета указывается в его инструкции по эксплуатации. При соблюдении нормативных процедур, при проверке трансформаторов тока выполняются следующие мероприятия:

  • Измерительные работы по регламентированным метрологическим параметрам;
  • Визуальный осмотр корпуса, контактных групп, узлов и деталей;
  • Измерение степени размагничивания;
  • Измерение сопротивления изоляции;
  • Контроль соответствия вводов и выводов клемм.

Установка трансформаторов тока с электросчетчиом Меркурий 230

Для каждого из тестов установлены свои нормативные показатели. Если какой-либо из показателей при поверке трансформатора тока выходит за пределы нормативных значений – все устройство признается негодным к эксплуатации. Это значит, что требуется замена трансформаторов тока на новые.

Сложность поверочных работ

Для проведения метрологических испытаний необходимо пользоваться услугами компаний, которые предусматривают в своем штате наличие квалифицированных метрологов и аккредитованные измерительные лаборатории. Данная необходимость серьезно усложняет процедуру поверки и делает ее дорогостоящей – оборудование стоит денег, а работникам необходимо платить зарплату.

Как правило, трансформаторы тока эксплуатируются при высокой интенсивности, кроме того – достаточно много установлено оборудования старого образца. В результате поверочных испытаний может возникнуть ситуации, что один их параметров не укладывается в норму. А это означает, что трансформатор тока подлежит замене.

Нетрудно подсчитать, что логичнее обойтись без процедуры поверки: замена трансформаторов тока на новые и стоимость работ по монтажу окажутся меньше, если проводить весь комплекс мероприятий.

Какой трансформатор тока покупать

Всегда выгоднее покупать трансформатор тока, срок поверочных работ которого будет больше. Трансформаторы со сроком 8 лет стоят дороже, но не настолько, чтобы на этом экономить.

Компания "10 киловольт" предлагает свои услуги: мы гарантируем, что работа по замене трансформатора тока будет выполнена качественно, аккуратно и грамотно.

Мы подберем тип устройства согласно параметрам вашей энергосети, осуществим покупку и доставку оборудования на объект, обеспечим квалифицированный монтаж и тестирование новых трансформаторов тока. Компания предоставляет клиенту все документы, которые требуются по законодательству.

Обязательно обратите внимание на дату окончания срока эксплуатации трансформатора тока и электросчетчика.

Читайте также:  Сбис как поменять руководителя

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Сегодня я затрону тему про срок давности межповерочного интервала (МПИ) для вновь устанавливаемых счетчиков электроэнергии.

Дело в том, что в ПУЭ, п.1.5.13 четко сказано, что срок давности межповерочного интервала (МПИ) не должен превышать два года для однофазных счетчиков и один год для трехфазных.

Лично я не пойму логику данного требования!

Предположим, что Вы приобрели трехфазный счетчик и по каким-либо причинам не получилось его установить в течение года. Всякое может случится, например, какие-нибудь задержки при строительстве, различные согласования проектов, технических условий (ТУ) и т.п.

В итоге получается, что новый купленный трехфазный счетчик через год уже считается не годным и к установке не подлежит.

Выход из ситуации следующий. Либо делать ему повторную (внеочередную) поверку, по стоимости практически соизмеримую с самим счетчиком, либо приобретать новый счетчик.

Вот у меня как раз именно такой случай.

В 2016 году для одного объекта я приобрел трехфазный счетчик электроэнергии STAR 304/1 R2-5(60) от IEK.

Кстати, это электронный многотарифный счетчик прямого включения для учета активной электрической энергии с соответствующим классом точности 1 (читайте статью про требования к классам точности электросчетчиков).

Счетчик устанавливается на DIN-рейке и, имеет интерфейс связи RS-485 и оптический инфракрасный порт.

Данный счетчик был поверен в I квартале 2016 года, что отображается на пломбе с соответствующим клеймом и печатью в его паспорте.

Межповерочный интервал (МПИ) счетчика STAR 304/1 R2 составляет 16 лет.

В течение двух лет установить счетчик я не смог, по имеющимся тому причинам, а теперь Энергосбыт не принимает его в эксплуатацию, ссылаясь на ПУЭ, п.1.5.13 про срок давности его поверки. А потому данному счетчику необходимо провести внеочередную поверку за свой счет в соответствующих организациях, например, Ростест или других, имеющих аккредитацию на поверку счетчиков электрической энергии.

Лично я не согласен с требованием ПУЭ, п.1.5.13. Ну сами подумайте, счетчик новый, исправный и поверенный! Что с ним может произойти, если он будет аккуратно хранится на полочке год, два, пять, да хоть десять лет?! Тем не менее по «букве Закона» ПУЭ он считается уже не годным к установке. Согласитесь, что это абсурд!

Но да ладно, т.к. речь в статье пойдет не совсем об этом.

В общем, не так давно попалось мне на глаза одно интересное письмо от Ростехнадзора. Поясню, что любой гражданин может обратиться в Ростехнадзор, например, через их официальный сайт, и получить консультацию непосредственно от специалистов на интересующий вопрос.

Видимо, некий гражданин в далеком 2010 году уже обращался с подобным вопросом про срок давности поверки электросчетчиков, на что и получил следующий ответ. Да, письмо не совсем, так сказать, свежее, но тем не менее. Прикладываю скан-копию данного письма.

Как видите, в письме четко говорится, что требования ПУЭ, п.1.5.13 устарели и не соответствуют сложившимся условиям. В связи с этим на вновь построенных и реконструируемых электроустановках необходимо руководствоваться не ПУЭ, п.1.5.13, а «Порядком проведения поверки средств измерений», утвержденного Приказом №125 от 18.07.1994.

Читайте также:  Пределы гарнизона как определить

На данное время (2018 год) Приказ №125 уже не действует, поэтому сейчас я его рассматривать не буду, т.к. вместо него вступил в силу Приказ №1815 от 02.07.2015 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке».

В принципе, требования по поверке средств измерений у них одинаковые, но я приведу цитаты из действующего документа, т.е. Приказа №1815:

Из перечисленного выше делаем следующие выводы!

Приобретенный счетчик STAR 304/1 R2-5(60) имеет первичную поверку, которая действительна 16 лет, т.е. в моем случае до января 2032 года.

В процессе эксплуатации счетчик должен подвергаться периодической поверке через заданный производителем межповерочный интервал (МПИ). Таким образом, в 2032 году, счетчику нужно будет провести периодическую (повторную) поверку. Результаты периодической поверки, естественно, что при положительном заключении, действуют также в течение всего межповерочного интервала, т.е. в моем случае до 2048 года.

Внеочередная поверка счетчика может быть проведена лишь при повреждении поверительного знака, клейма или пломбы, либо в случае сомнений его показаний или подозрений на какие-либо вмешательства в работу счетчика (внутреннюю схему).

Только в этих случаях счетчику может быть проведена внеочередная поверка.

Но согласно ПУЭ, п.1.5.13, внеочередная поверка без каких-либо причин должна быть проведена уже через один год для трехфазных счетчиков и два года для однофазных!

Согласно Приказа №1815, допускается устанавливать счетчики с любым сроком давности от последней его поверки (первичной, периодической или внеочередной, если такова имелась), главное, чтобы не был просрочен межповерочный интервал. Естественно, что если МПИ у счетчика составляет 16 лет, то и через год, и через два, и через пять лет, этот интервал не будет являться просроченным! А значит и счетчик годен к установке и эксплуатации, да хоть до самого 2032 года!

Решил я все же лично написать письмо в Ростехнадзор с подобным вопросом, дабы уж точно поставить все точки над «и»! И вот буквально на днях получил следующий ответ.

Как видите, ответ в корне отличается от ответа из письма 2010 года. В данном письме отчетливо указаны требования именно ПУЭ, п.1.5.13. Вроде бы Ростехнадзор у нас один, разница лишь в регионе (Москва и Екатеринбург), тем не менее ответы инспекторов совершенно противоречат друг другу.

Вопрос остается открытым! Что делать в данной ситуации?! Кому верить!? Какие требования применять к исполнению?!

К сожалению, Энергосбыт в данном вопросе зачастую стоит исключительно на стороне требований ПУЭ, п.1.5.13, а значит и далее будет настаивать на требованиях по срокам давности поверки! Так что будьте готовы, что по истечении одного года для трехфазных счетчиков и два года для однофазных счетчиков, придется проводить им внеочередную поверку, и причем исключительно за свой счет, либо, как вариант, приобретать счетчики уже непосредственно перед самой установкой! Но к сожалению, как я уже говорил, это не всегда представляется возможным.

Несколько слов про ситуацию на предприятиях!

У нас на предприятии для коммерческого учета всегда находится в резерве (запасе) некоторое количество (не один десяток) новых поверенных счетчиков, в основном трехфазные.

Читайте также:  Чем отличается депозит от залога

И так получается, что при выходе из строя какого-нибудь счетчика я не смогу установить запасной, если у него срок давности от последней поверки составил больше одного года, а поэтому пока что приходиться каждый год возить все резервные счетчики на поверку, чтобы, например, неисправный или вышедший из строя счетчик можно было быстро заменить резервным и сразу ввести его в работу.

По своему опыту скажу, что замены счетчиков на резервные все же случаются, но это скорее единичные случаи, а вот возить каждый год по несколько десятков счетчиков на поверку — это дополнительные затраты и причем достаточно весомые.

Попробую я вновь обратиться с этим вопросом, но только уже не в Уральское отделение Ростехнадзора, а Московское. Также вступлю в переписку с инспектором, от которого я получил непосредственно ответ! Может все же удастся разрешить данный вопрос раз и навсегда!

В конце концов, если уж на то пошло, то почему срок давности поверки у счетчиков ограничен по ПУЭ, а у измерительных трансформаторов тока и напряжения нет, ведь они также входят в систему коммерческого учета, если счетчик подключен через ТТ и ТН.

Тем не менее их можно смело устанавливать, хоть спустя один год от их последней поверки, хоть три, хоть пять лет, главное, чтоб поверка была не просрочена!?

И по традиции, предлагаю Вам посмотреть видеоролик по материалам данной статьи:

Трансформатор тока — это достаточно надежное, защищенное оборудование, которое стабильно функционирует на протяжении многих лет. Но, как и любую другую технику, их необходимо периодически менять, причем не дожидаясь явных сбоев в работе и поломок.

Трансформатор требует замены в следующих случаях:

  • Подстанция морально устарела. На некоторых объектах до сих пор работают трансформаторы, установленные еще во времена Советского Союза. Такое оборудование в силу технического несовершенства не способно обеспечить точности учета, которая требуется в современных условиях. Как следствие, возникают финансовые потери, затруднен контроль рабочих режимов, пропускная способность ЛЭП используется не рационально.
  • Трансформатор вышел из строя после перегруза. У каждой подстанции есть перегрузочная способность, когда она может работать на максимальном рабочем токе в течение непродолжительного времени. Но, в ГОСТ 7746-2001 есть данные по наибольшим первичным токам, которые далеко не у всех трансформаторов превышают номинальные. Когда потребитель повышает нагрузку без согласования с производителем подстанции, происходит перегрев обмоток, оплавление изоляции, короткое замыкание, после которого ремонтом силового трансформатора проблему уже не решить.
  • Подошел срок поверки. Трансформатор может быть качественным, находиться в хорошем техническом состоянии, но часто по истечению срока проверки его меняют, потому что услуги электролаборатории могут обойтись дороже, чем покупка и установка новой подстанции.

Любые нарушения в работе оборудования должны стать причиной обращения к специалистам. Неисправный трансформатор эксплуатировать нельзя. Это опасно не только для самой подстанции, но и для всех потребителей, подключенных к цепи.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector